Впервые в одной экспозиции собран обширный корпус работ Вагана Еревандовича Сакияна из музейных и частных собраний, иллюстрирующий творческий путь самобытного мастера – душою кавказца, а сердцем москвича, – искусство которого стало своеобразным мостиком между армянской и русской традицией, вобрав мифологическую, ландшафтную и историческую ткань двух культур.
Ваган Еревандович Сакиян воспевал красоту безбрежной русской нивы и мощь величественных армянских горных хребтов, иллюстрировал события библейской истории и перипетии повседневной жизни. По характеру его живопись тяготеет к профессиональному искусству: даже встречаются вольные копии, как, например, картина «Пожар Москвы. 1812», за основу которой было взято произведение Василия Верещагина, или «Рожь» — явный парафраз картин Ивана Шишкина. Однако организация полотна выдаёт руку мастера-самоучки, с любовью выписывающего каждый самый маленький объект, каждый колосок и цветок, не желающего «сгладить» детализацию и контрастность изображения в угоду законам перспективы и преломления световоздушной среды. Эта тщательность является своего рода компенсацией непрофессионализма, то есть художник, самообучаясь, в определённых аспектах достигает совершенства, при этом игнорируя иные базовые приёмы и навыки, которым обучают в художественной школе. Доскональная проработка деталей и «гладкость» живописной поверхности создают то самое ощущение волшебства, которое объединяет произведения художника-самоучки в цельный уникальный мир, который он создает как душа велит.
Чудо живописи Вагана Сакияна рождено созерцательной интонацией, гармонией и колоритом, в котором краски сверкают словно россыпь самоцветов. Подобно драгоценным камням, мерцают и переливаются яркими тонами его картины, приковывая внимание зрителя и не оставляя его равнодушным. Мы предлагаем всем погрузиться в многомерный мир выставки наивного художника Вагана Сакияна, представить которую Музей русского лубка и наивного искусства смог благодаря Наталии Сакиян, Музею Органической Культуры, Алексею Турчину, Дмитрию Шахову, Анне Соболевой и коллективу СДМ-банка. Отдельные слова благодарности мы адресуем СДМ-банку за поддержку и неравнодушное отношение к наивному искусству.
Видеоэкскурсия по выставке: