03.04.2024-30.12.2024

На выставке представлены работы художников-наивов, посвященные Александру Сергеевичу Пушкину, семье великого поэта и персонажам его литературных произведений. В основу экспозиции вошли картины, написанные в рамках проекта «Пушкинские образы в творчестве наивных художников».

История данного художественного проекта берет начало в 1997 году, когда директор Музея наивного искусства Владимир Ильич Грозин к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина собрал со всей страны работы художников-наивов, объединённые пушкинской темой. Для итоговой выставки в Центральном Доме художника были отобраны картины более 70 авторов из 22 областей и краёв России – от Калининграда до Красноярского края, от Мурманска до Краснодарского.

Проект показал: «Пушкин – явление истинно народное», – его творчество знают и любят, им восхищаются и вдохновляются живописцы из народа. В экспозиции были представлены два раздела: «Пушкин в жизни» (сам поэт, его жена, дом, окружение) и «Пушкин в творчестве» (иллюстрации к стихам, поэмам, сказкам). После выставки многие полотна были переданы в дар Музею наивного искусства (ныне отдел «Музей русского лубка и наивного искусства» ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова») и стали гордостью коллекции.

С тех пор «пушкинская коллекция» наива «разрослась» и обогатилась. Выставка, подготовленная к 225-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина, включает в себя лучшие тематические произведения, созданные за всю историю существования отечественного феномена наивного искусства.

Значительная часть экспозиции – галерея портретов поэта. Пушкин – мальчик, лицеист, муж, писатель и даже мессия. Он пишет стихи, прогуливается в Царском селе, гуляет по просторам Михайловского и путешествует по Крыму. В большинстве своём художники-наивы опираются на канонический образ поэта, восходящий к прижизненным портретам Пушкина кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина – с неизменными бакенбардами и густыми взъерошенными вихрами волос.

Особое место отведено в экспозиции Наталье Гончаровой – невесте, жене, матери детей поэта. Художник-наив смотрит на неё восторженными глазами и запечатлевает «чистейший образ» прекраснейшей из Мадонн. Наталья Николаевна предстаёт то юной девой с кукольным лицом, то величественной светской львицей за беседой, – и везде она отражает представления автора об идеале женской красоты.

Художники-наивы с особой любовью иллюстрируют сказки Пушкина. Здесь мы найдём и 33 богатырей, и золотого петушка, и учёного кота, и старика со старухой из сказки о золотой рыбке. Выводя на поверхности холста причудливые фигуры людей и животных, художники заново создают особую «сказочную» материю, из которой рождаются неожиданные, забавные, лукавые, задорные и иногда жуткие персонажи.

Представлены здесь и работы, вдохновлённые стихотворениями, поэмами и повестями, хорошо известными со школьной скамьи («Болдинская осень», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин» и др.).

Наивная «пушкиниана» – это Пушкин «народными глазами», Пушкин как проводник народного духа, принадлежащий равно как высокой, так и низкой культуре. Собственное, персональное осмысление жизни и творчества поэта дают художники-наивы на этой выставке. Для них он не просто Пушкин, он – их Пушкин.

Перспективность этой темы в наивном искусстве очевидна и подтверждается постоянным пополнением «наивной пушкинианы» и по сей день.