

Марина Русанова родилась в Москве в 1952 году. На данный момент является членом Московского союза художников, Ассоциации художников декоративных искусств МСХ, участницей многочисленных выставок, в том числе нескольких персональных.
Произведения Марины Русановой находятся в собраниях Музея-заповедника «Царицыно» (Москва. ГМЗ «Царицыно»), Галереи Ильи Глазунова(фондовая коллекция отдела «Музей русского лубка и наивного искусства»), Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Костромского музея-заповедника, Музея народного творчества (Ульяновск), Музея кошек «Мурариум» (Зеленоградск, Калининградская обл.), в Галерее «Славянский Дом» (Москва) и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Её можно представить как художника – пропагандиста русской традиционной культуры. С 90-х годов ХХ века она работает над авторским циклом произведений «Русские пословицы», в который входят как графические листы, стилистически близкие к рисованному лубку, так и произведения авторского ручного ткачества – гобелены на темы русских пословиц.
В 2017 и 2018 гг. графические работы Марины Русановой были использованы в городских арт-объектах фестивальной программы «Московская масленица».
Издательством АСТ Хоббитека (Москва) изданы календари 2019 и 2026 гг., а также православным издательством Синопсис (Москва) изданы календари 2023, 2024, 2025, 2026 гг. с иллюстрациями М.Русановой.
В издательстве СЗКЭО (Санкт-Петербург) в 2025 году издана книга В.И.Даль «Русские пословицы и поговорки», в которую вошли 60 иллюстраций Марины Русановой.
Творческая деятельность художницы отмечена благодарностью Российской академии художеств «За разработку авторских лубочных мотивов для цикла произведений «Русские пословицы» (2016 г.) и серебряной медалью РАХ за серию работ «Странствие» и серию работ «Русские народные пословицы» (2021 г.), благодарностями Кирилло-Белозерского музея-заповедника и других музеев, дипломами и призом Триеннале современного гобелена в ГМЗ «Царицыно», дипломами МСХ, Уральской триеннале ДИ и Фонда славянской письменности и культуры.
«Мой интерес к лубочным картинкам возник в юные годы, когда мне попала в руки только что изданная книга «Лубок.The Lubok» (изд. «Советский художник». Москва.1968). Народные картинки удивили и восхитили меня. Это было первое знакомство с «примитивом», который меня покорил. Книга стала моим спутником на всю жизнь.
Но к самостоятельной творческой работе в этом стиле я пришла уже в зрелые годы совершенно неожиданно – в 90-е годы, когда всё в нашей стране перевернулось с ног на голову и всем пришлось искать новые жизненные пути. Так я начала свой авторский цикл «Русские пословицы».
Лубок и пословица – очень естественный союз. Тут для меня сошлись несколько очень ценимых мною моментов: изобразительный примитив, уместность декоративного и орнаментального решения и возможность рассказа и даже – игры. Я как бы создаю декорации, в которых из ёмкого образа пословицы зарождается новая жизнь. Здесь соединились некоторая филологическая наклонность моей натуры и потребность в изобразительном творчестве.
В начале поисков своего языка я, конечно, опиралась на известные лубочные персонажи – Кот Казанский, Сова, Птица Сирин и другие образы встречаются в моих композициях, но здесь они начинают новую жизнь, которую им подсказывает народная мудрость, шутка, поучение, заключённые в русских пословицах.
Я с удовольствием листаю сборники пословиц. Это и В.И.Даль, И.М.Снегирёв и другие собиратели. Настоящий кладезь народной мудрости. Я выписываю в тетрадку пословицы, к которым сразу рождается зрительный образ, и более сложные – поражающие своей меткостью и глубиной, требующие размышления.
Так подобралось множество пословиц на тему русского характера.
Русский характер – это и доброта, и юмор, порой язвительный. «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». «Делай хорошо, а плохо само получится». Это и упорство, трудолюбие и противоположно — великая лень. «Пришла лень из семи деревень». «Лень лени за ложку взяться, да не лень лени обедать». «Ты меня, работушка, не бойся – я тебя не трону!».
В русском характере и гостеприимство, которое славится на весь мир, и хлебосольство («Хлеб-соль Вам!») – «Без хлеба не сытно, без соли не сладко». И в то же время – «Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте – чайку попьём» или «Бывайте почаще – без вас веселее».
Среди моих любимых пословиц – «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем», «Примечай будни, а праздники сами придут». Научиться бы жить каждым днём, чтобы в каждой минуте находить свою прелесть. «Не тем день дорог, что долог, а тем, что короток».
Лубок по способу выполнения бывает печатный и рисованный.
Мой лубок – рисованный. Я выбрала удобные для меня материалы – акварель, белила, тушь. Работаю в большей степени на тонированной (цветной) бумаге, иногда – акварельной. Картинки мои не велики – 15-20 см по стороне, максимум 30 см.
Но мой лубок рождается не только на бумаге. Я художник-ткач. Занимаюсь ручным ткачеством и потому, конечно, моя серия «Русских пословиц» воплотилась и в авторских гобеленах ручной работы».
Рисованный лубок представляет собой одну из ипостасей народного изобразительного искусства, стоящую в близком ряду с печатным лубком, росписью на прялках и сундуках и искусством украшения рукописных книг.
Его возникновение и широкое бытование приходится на XVIII-XIX в.
В отличие от массового печатного лубка, рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов – всё производилось ручным способом, придавая каждому произведению импровизационную неповторимость. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесённой по лёгкому карандашному рисунку. Как известно, живописные возможности темперы весьма широки и при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели, которую использует М.И. Русанова.
Рисовальщики настенных листов, как правило, были тесно связаны с кругом народных мастеров, которые хранили и развивали древнерусские традиции – с иконописцами, художниками-миниатюристами, переписчиками книг. Из этого контингента и формировались по большей части мастера рисованного лубка.
Художники зачастую использовали некоторые поучительные и духовно-нравственные сюжеты гравированных картинок. Но подражательность и заимствования касаются в основном содержательной стороны. В отношении художественных методов и стилистики рисованный лубок с самого начала проявил оригинальность и стал развиваться самостоятельным путём. Синтез древнерусских традиций и лубочного примитива имел своим результатом появление произведений новой художественной формы.
История рисованного лубка насчитывает немногим более ста лет. В конце XIX – начале ХХ века распространившаяся огромными тиражами хромолитография и олеография совершенно изменила облик городского лубка. Рисованный лубок был просто вытеснен наплывом этих дешёвых печатных картинок. Не связанный непосредственно с бытом, с производством посуды, прялок, игрушек, крестьянский промысел в области рисованного лубка, почти совершенно неизвестный ценителям и меценатам и потому не нашедший поддержки, как это было с некоторыми другими видами народного творчества, бесследно исчез.