15.10.2025-30.12.2025

Из коллекций Музея русской народной живописи (Собрание Владимира Мороза и Анны Годик) и Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров» (Собрание Сергея Тарабарова и Евгении Черепниной) и Фондовой коллекции Галереи Ильи Глазунова (отдел «Музей русского лубка и наивного искусства»)

Название выставки родилось из рассказов коллекционера Владимира Алексеевича Мороза (1929-2022) о первой его встрече с картинами трех открытых им художников из народа: Тети Любы — Любови Михайловны Майковой (1899-1998), Василия Васильевича Григорьева (1914-1994) и Анастасии Николаевны Дербеневой (1929-2005). Общее было одно — все  картины, побудившие коллекционера начать собирать работы никому не известных художников, были нарисованы на бумаге и при этом отвечали требованию, которое сформулировал для себя Мороз: «Каждый настоящий наивный художник — авангардист, потому что он впервые открыл форму, до того не бывшую!»

Вот как описывает Владимир Алексеевич знакомство с тетей Любой: «Летом 1984 года я жил на Волге. Уединился в деревенском доме для работы над дневниками прошлых лет. Но моя тихая жизнь была нарушена: местный житель Володя Маслов попросил меня помочь его знакомой крестьянке, купить у нее соленых грибов… Войдя в ее дом, я залюбовался. Взгляд мой приковали небольшие гуаши, приколотые булавками к бревенчатым стенам: «Это я просто природу изобразила», «это домик моего отца», «это двор курочек», «это отдых задумчивых решений», «это вечная пара на прогулке», «это дом вдовы солдата, прощай». Я почувствовал, что передо мной художник. Чистый с детской душой». Работы тети Любы, увиденные в тот день, изменили решение Мороза никогда больше ничего не коллекционировать. Так начался последний и самый важный этап его жизни — собирание коллекции художников из народа, которую он назовет Музеем русской народной живописи.

Встреча Мороза с Василием Васильевичем Григорьевым состоялась в 1990 году. В начале Арбата, напротив ресторана Прага стоял крепкий немолодой мужик и держал в руках лист бумаги размером А3, на котором был изображен натюрморт с вазой и ярким куском арбуза, рядом на ящике лежала внушительная стопка картин того же формата. Владимир Алексеевич, пораженный лихостью и простотой изображенного, купил все, а через несколько дней в поселок недалеко от подмосковного Пушкино, где в однушке на пятом этаже проживал Василий Васильевич, он привез десять холстов 100х100 см и масляные краски. Начался новый этап в жизни художника Григорьева, всю жизнь подрабатывающего продажей картин на колхозных рынках. Очень скоро он стал участником выставок в художественных галереях, его картины пополнили коллекции музеев России и частные собрания.

Не менее неожиданной и даже трогательной стала встреча коллекционера с Анастасией Николаевной Дербеневой. В 1998 году, приехав на празднование 175-летия Льва Толстого в Ясную Поляну, Владимир Алексеевич обратил внимание на разложенные на траве прямо у знаменитых белых ворот небольшие неправильной формы картинки, написанные маслом на картоне. Цена за каждую один рубль. Это была первая попытка Анастасии Николаевны помочь семье. Сыновья потеряли работу, муж хворал. «Меня поразила смелость, почти беспредметность ее небольших пейзажей», — скажет потом Владимир Алексеевич. А в тот день он посадил художницу в машину, и они поехали в Тулу за холстами и красками. Каково же было удивления мужа, когда на пороге их одноэтажного домика в Рабочем тупике на окраине захолустного городка появилась жена в сопровождении мужчины, который нес охапку новых холстов на подрамниках и коробку с красками и кистями.

Сегодня на выставке представлены, можно сказать, «картины первой встречи» с художниками, ставшими открытием коллекционера Владимира Алексеевича Мороза. Но это только часть экспозиции. Бумага — самый доступный материал, который использовался наивными художниками. Листы из детских тетрадок, альбомов для рисования, оберточная бумага из сельских магазинов, оборотная сторона обоев — все шло в дело, но также легко могло и исчезнуть, если рядом не оказывался «спасатель», посланный Спасителем под видом случая.

Таким «спасателем» работ Павла Петровича Леонова (1920-2011) стала известный искусствовед, коллекционер Ольга Владимировна Дьяконицина, в начале 1990-х отыскавшая всеми забытого художника в деревне Меховицы. Павел Петрович Леонов, чьи редкие работы на бумаге представлены на выставке,   обратил на себя внимание в 1960-х годах, став студентом ЗНУИ (Заочный народный университет искусств). Его педагог художник Михаил Александрович Рогинский говорил о своем ученике: «Его нечему учить, это у него нам всем надо учиться». Сегодня Леонов — один из самых известных русских наивных художников. Его работы из  Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров» (коллекция Сергея Тарабарова и Евгении Черепниной),  представлены на выставке вместе с другими известными наивными художниками из собрания Фонда, такими как Ольга Александровна Лобанова (1946), Элеонора Михайловна Боброва (1949-2025), а также Валентина Черепнина (1975-2021). Валя взрослела в окружении работ наивных художников, что не могло не повлиять на ее судьбу. Рисовать она начала с раннего детства, но серьезное увлечение живописью пришло к ней уже в юности.  Первым человеком, обратившим внимание на ее детские работы, был художник Никита Гашунин, предсказав Вале будущее художника. В начале 1990-х годов по совету искусствоведа Ксении Богемской она начала писать портреты. Метко схваченные образы родителей, друзей, знакомых художников, изображенные Валентиной, стали основой первой персональной выставки, открытой в галерее наивного искусства «Дар» осенью 1995 года. Выставка получила название «Доска почета», так как на ней были показаны портреты известных и значимых людей той эпохи — Леонида Бажанова, Юрия Щекочихина, Ксении Богемской, Сергея Тарабарова, Александра Чекмарева, Михаила Талалаева, Марии Деевой, Сергея Забарина, Светланы Солоденниковой, семьи Никольских и многих других.

Одними из самых интересных экспонатов  выставки являются картины на бумаге из фондовой коллекции отдела «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова. Среди них отдельного упоминания заслуживают работы сибирского Пиросмани — Ивана Егоровича Селиванова (1907-1988). Два его рисунка — «Автопортрет» 1950-е гг. и «Лошадь» 1950 гг. —  редко выставляемые жемчужины, которыми может полюбоваться посетитель.   

Также из фондовой коллекции отдела «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова представлена рукотворная авторская книга  художника наивной живописи Анатолия Соловьёва «Кот Вася». Это трогательная история о взаимоотношениях кота и его хозяина, написанная простым языком самобытного наивного художника А. Соловьёва. Архитектоника авторской книги включает в себя девять листов с рукотворным текстом, в основе которого собственные воспоминания художника и сопровождающие их графические рисунки.

Книга «Кот Вася» создана известным художником наивного искусства Анатолием Петровичем Соловьёвым в 2006 году. Текст, написанный от руки, и оригинальные иллюстрации художника – это неповторимое явление культуры, известное в мире искусства как livre d’artiste (французский термин – книга художника). Анатолий Соловьёв это яркий представитель наивного искусства и культуры 20 века, когда люди предпочитали писать от руки. Авторские рукотворные рисунки и авторский текст составляют основу Арт-книги. Её простая архитектура и композиция образует его личный стиль и прием в создании книги художника и является уникальным средством художественной выразительности.