Выставка «Художники-наивы в XX веке» познакомит с лучшими произведениями наивного искусства 1960 – 1980-х годов и расскажет об особенностях бытования наива в России. На выставке будут представлены работы художников-самоучек, чье творчество входит в золотой фонд «классики» отечественного наивного искусства. Художники получили признание в 1970–80-е годы, когда в СССР возникла новая волна интереса к наивному искусству. Основу выставки составляет станковая живопись, которую органично дополняет графика и блок декоративно-прикладного искусства: масштабный по размерам, ярко вышитый ковер на тему русских народных сказок, деревянная скульптура, подвижная деревянная игрушка, ветряки. Работы, собранные на выставке, отличает самобытность и органичная связь с традиционным народным искусством. Представленные произведения демонстрируют богатство замыслов, разнообразие художественных манер авторов и заложенных в сюжетах смыслов.
Наивное искусство – это не направление, не школа и не определенная манера. Это разнородное, ускользающее явление творчества художников-самоучек, не имеющих системного представления о технике рисунка и истории искусства. Художник-наив с каждой новой работой радостно обнаруживает себя творцом, нащупывая по наитию верные движения кистью, и одновременно воссоздает сам мир, видя его ясно и остро таким, какой он есть на самом деле1.
Творческая интенция художника-наива проистекает исключительно из нутряной демиургической потребности к созданию и созиданию, а не от желания славы, богатства и признания. Терниста и сложна дорога этих мастеров. Но с высоко поднятой головой проходят они через горнило непонимания и насмешек – ведь их ведет путеводная звезда искусства, которая, как известно, светит лишь самоотверженным и бескорыстным новаторам и храбрецам.