24.04.2024-21.07.2024

Выставка «Неизвестные художники наива» представляет произведения наивных художников из коллекций Музея русской народной живописи (Собрание Владимира Мороза и Анны Годик) и Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров» (Собрание Сергея Тарабарова и Евгении Черепниной). Но в отличие от предыдущих выставок из этих собраний, на которых были представлены хорошо известные среди почитателей наивной живописи художники, такие как Любовь Майкова (Тетя Люба), Василий Григорьев, Павел Леонов, Сергей Леонов, Александр Суворов, Катя Медведева, Владимир Мизинов, Владимир Аносов, Михаил Ржанников, Алевтина Пыжова, Элеонора Боброва, Герман Блинов, настоящая выставка знакомит зрителей с наивными художниками, жившими в прошлом и позапрошлом веках, чьи картины или не подписаны, или подписи стоят, но об авторах никто никогда не слышал. Художникам просто не повезло встретить своего ценителя-коллекционера. Их работы могли бы украсить любую коллекцию наива, если бы при жизни были открыты и собраны. Есть на выставке картины и ныне живущих художников.

К сожалению, в СССР достаточно поздно появились собиратели наивной живописи. Значительный пласт работ художников-самоучек оказался утраченным. Написанные на том, что было доступно, — на картонках, фанерках, досках, мешковинах, старых одеялах, картины после смерти художника редко выживали. Немногие из них, чудом сохранившиеся, начинали свою независимую от автора жизнь.

Так из станицы под Одессой в коллекцию Музея русской народной живописи попали несколько работ давно ушедшего из жизни есаула царской армии П. Зануды.

Случайно встреченный в Ялте В.А. Морозом фронтовик Александр Леонов был счастлив, когда на его почти детские работы коллекционер обратил внимание.

В выставке участвуют картины неизвестных художников, приобретенные в комиссионках  провинциальных городов или в антикварных арбатских магазинчиках. Несколько стареньких н/х попали в коллекцию Владимира Мороза и Анны Годик из собрания бывшего директора Музея архитектуры В.А. Ревзина.

Впервые в выставке в московском музее участвуют картины костромского художника-самоучки, музыканта по профессии Сергея Козлова (1950-2020). В начале 1990-х  решение начать рисовать поддержало его, помогло выжить. Его искренние, добрые работы пришлись по душе москвичам Геннадию и Татьяне Клеченовым. Они стали его коллекционерами.

Но есть на выставке работа «Улан» Черняховского, о судьбе которой особенно хочется рассказать. Владимир Алексеевич Мороз приобрел ее в начале 1990-х  как «Солдатика» Михаила Ларионова, авторство которого не опроверг известный искусствовед, автор книги «Бубновый валет» Г.Г. Поспелов. Желая поделиться радостью от находки, Владимир Алексеевич показал ее знакомому  коллекционеру Сергею Ивановичу Григорьянцу. И тогда выяснилось, что у него в коллекции есть похожая работа  с названием «Улан».  Автор ее, самодеятельный художник Черняховский, до революции был уланом, жил в Киеве, в советское время работал трамвайным кондуктором, умер в начале 1960-х. Его за несколько лет до смерти открыли киевские художники.  Для Мороза, к моему удивлению, такая новость не стала разочарованием, ему, наоборот, захотелось узнать о судьбе автора, заняться поиском его работ, которые, как рассказал Сергей Иванович, были в собраниях у писателя Виктора Некрасова, режиссера Сергея Параджанова и других. Наш «Улан» оказался из собрания Сергея Параджанова. Совсем недавно нашелся фотопортрет Черняховского, сделанный московским коллекционером Александром Дубинским в конце 1950-х.  У него тоже были работы Черняховского, приобретенные у автора.

Еще один неизвестный художник-самоучка, о котором хочется сказать отдельно, Алексей Кириллович Мурлычёв. Его натюрморты привлекают яркими, зачастую кричащими красками, а пейзажи, напротив, рождают ощущение умиротворения и покоя. Этому незаурядному автору была дарована жизнь длиной в столетие (1921-2021 гг.). Родом он был из семьи тульских крестьян, во время Великой Отечественной войны служил в железнодорожных войсках, командовал взводом, строил и ремонтировал мосты. Доподлинно не известно, когда Мурлычёв начал писать картины. Представленные на выставке произведения относятся,  по-видимому, к поздним его работам. Они были переданы в коллекцию Сергея Тарабарова и Евгении Черепниной уже после смерти художника.

Нередко случается, что за той или иной работой стоит своя примечательная история. Портрет коллекционера Сергея Тарабарова появился в галерее наивного искусства «Дар» на одном из вернисажей в конце 90-х годов. Но история не сохранила никаких подробностей этого события. Художник не указал на портрете своего имени и остался неизвестен. Может быть, благодаря представленной экспозиции эта яркая работа, выразительно передающая характер изображенного на ней человека, обретёт автора.

Этой выставкой мы хотим восстановить справедливость — включить в художественный оборот дошедшие до нас отдельные картины и имена наивных художников, которые незаслуженно остаются неизвестными, отдать им должное. Они жили, они писали свои работы не для того, чтобы стать «богатыми и знаменитыми», а по велению души, делясь радостью, живущей в ней.