01.04.2024-30.06.2024

Хорватский наив и, в частности, «Хлебинская школа» – это уникальный художественный феномен, аналогов которому, пожалуй, нет в мировом искусстве. Он напоминает одновременно Босха и Брейгеля, Анри Руссо и русский лубок, а ещё фильмы Эмира Кустурицы, где мир предстаёт одновременно сказочным и узнаваемым до мельчайших подробностей. Мастера Хлебинской школы работали в редчайшей технике – реверсная живопись на стекле.

История этой живописной школы начинается в Хорватии в 1930-е годы. Её творческий импульс связан с именем художника Крсто Хегедушича (1901-1975), парижского стипендиата академии живописи. В конце 20-х годов ХХ века Хегедушич, живя в Париже, знакомится с открытиями современного ему французского искусства, увлечённого эстетикой «дикости», спонтанности. Вернувшись в Хлебине, деревню своего детства, он случайно замечает рисунки местных крестьян Ивана Генералича и Франьо Мраза и берётся обучать их технике живописи, стараясь одновременно вдохновить их на социально ориентированную тематику творчества. Выбранные Хегедушичем средства выразительности – живопись по стеклу и яркий колорит – теперь являются визитной карточкой Хлебинской школы.

Работы хорватских художников участвуют во многих престижных выставках, о них издается множество монографий на всех основных языках, свои выставочные залы им предоставляют лучшие музеи мира (выставлялись они и у нас, в СССР – в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее). Их имена вошли во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art), их картины находятся во многих музеях бывшей Югославии и множества других стран.

Хорватское наивное искусство строится на сюжетах и мотивах повседневной деревенской жизни. Чаще всего это спокойные пейзажи, написанные живыми, «локальными» цветами, особенно характерными для реверсной живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картины Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и просто любители. Важно отметить, что мастера Хлебинской школы довели технику рисования на стекле до такой степени виртуозности и совершенства, что им фактически нет равных в мировом искусстве XX века.

На выставке представлены художники разных поколений Хлебинской школы: выдающийся мастер Иван Генералич, классики хорватского и мирового наивного искусства Мийо Ковачич, Иван Веченай, Иван Лацкович и многие другие авторы, в том числе и самый «молодой» представитель Хлебинской школы Дражен Тетец. Сохраняя общую тональность и некоторые художественные приёмы классиков (специфический, почти неоново яркий колорит, декоративная проработанность ближнего и дальнего планов), Тетец разрабатывает собственную систему образов и неповторимый творческий почерк.