Название «Музей русской народной живописи» родилось из мечты известного художника и коллекционера Владимира Алексеевича Мороза (1929 — 2022) о «доме» для своего собрания картин, создатели которых — самоучки из народа. Многие из них стали обладателями Гран-при международных фестивалей, вошли в Энциклопедию мировой наивной живописи.
А началось все так. В 1979 году, выйдя из заключения после обвинения в хранении книг Солженицына и других писателей, «порочащих советский строй», лишившись своей уникальной коллекции живописи от иконописи до русского авангарда, Владимир Алексеевич Мороз дал себе слово никогда ничего больше не коллекционировать. Но встреча с крестьянкой Любовью Майковой (Тетей Любой) изменила его решение.
Из воспоминаний Владимира Мороза: «Летом 1984 года я жил на Волге. Один местный житель сказал, что хочет отвезти меня к своей давней знакомой: <<Ей надо помочь. Если вы купите у нее соленые грибы, поможете материально>>. Сначала мы ехали разбитым проселком до пристани «Белый городок», потом катером до причала «Селищи». Войдя в дом, я залюбовался. Крайне скромное жилище было ухожено глазом художника. Я называю это эстетическим порядком (самое обыденное, непритязательное, даже убогое любовным отношением к нему волшебно преображается). Взгляд мой приковали стены, на которых висели небольшие картинки, некоторые в рамках, под стеклом, другие – просто приколотые булавками: «Это я просто природу изобразила», «это домик моего отца», «это двор курочек», «это отдых задумчивых решений», «это вечная пара на прогулке», «это дом вдовы солдата, прощай». Я почувствовал, что передо мной художник. Чистый, с детской душой. Перебирая отданные мне тетей Любой гуаши, я все больше убеждался, что вижу работы истинно народного, что в первую очередь означает самостоятельного, не наученного дурному художника». Много позже мировая знаменитость Илья Кабаков скажет, увидев работы Любови Майковой: «Оказывается, настоящие аристократы – это крестьяне».
После первой выставки Тети Любы в 1986 году на Волхонке, 13 (сейчас в этом особняке Галерея Ильи Глазунова), к Володе Морозу с просьбой приобрести работы обратилась никому тогда не известная художница-самоучка Катя Медведева. Владимир Алексеевич вспоминал: «Я купил у нее картины, чтобы помочь. Она тогда очень нуждалась, а уже через десять лет всемирно известная Катя Медведева подарила мне на семидесятилетие рулон холстов, среди которых был мой портрет.» Сегодня «Володя Мороз. 70» встречает гостей выставки.
Следующим «аристократом» был встреченный на Арбате в 1990 году самодеятельный художник из Подмосковья Василий Васильевич Григорьев.
В 1991 состоялась первая поездка в деревню Меховицы к Павлу Петровичу Леонову – художнику, по мнению Мороза, мирового уровня.
В 1993 году во время открытия памятного знака Казимиру Малевичу произошло знакомство с его племянником инженером-конструктором Владимиром Александровичем Богдановым, который по просьбе Мороза написал цикл из 6 картин «Памяти дяди Казимира Малевича», высоко оцененный исследователями русского авангарда как особо значимое, самостоятельное художественное явление.
Еще одним очень важным приобретением, обогатившим коллекцию «Музея Русской народной живописи (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик)», стали работы псковского художника-самоучки Комолова Николая Александровича.
Из Архангельской губернии Вельского края приехали картины иконописца Третьякова Константина Ивановича.
Открытый Сергеем Тарабаровым художник из Тверской области Александр Суворов покорил своей улыбчивой разумностью. Приобрести его в коллекцию «сам Бог велел».
Посчастливилось найти две картины А.П. Дикарской, давно умершей художницы, купить несколько работ И.В. Никифорова, в подарок от псковского литератора А. Курбатова в коллекцию поступили два рисунка Ивана Селиванова.
В Ялте состоялась встреча с ветераном Великой Отечественной войны Александром Леоновым, рисующим мирные пейзажи и эпизоды прошедшей войны, в которых сам участвовал.
Из Одессы привезли картины бывшего есаула Зануды Петра Филипповича.
Последним открытием в 1998 году стали работы художницы Анастасии Николаевны Дербеневой, которая была родом из семьи потомственных игрушечников деревни Филимоново. Ее цветущие березы покорили директора ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирину Александровну Антонову.
Есть в коллекции безымянные картины, мало или никому не известных художников, но все их, по словам Мороза, объединяет одно: «Они написаны не для того, чтобы <<внести свой вклад>> в искусство или найти в нем свое место, а чтобы открыть свою душу — что в ней. Лучшее, что один человек может открыть другому. Глядя на них, мы видим душу их создателей и видим, что ее наполняет Любовь».
Картины художников из народа, собранные В.А. Морозом и А.Е. Годик, представляют уникальное собрание, которое, как мечтал Владимир Алексеевич Мороз, когда-нибудь обязательно станет государственным «Музеем русской народной живописи».
Объясняя важность такого музея для России, коллекционер писал: «Отличие «Музея русской народной живописи» от других, представляющих народное творчество, в том, что экспозиция его будет состоять не из предметов прикладного искусства и художественных ремесел, а из особенного и сравнительно недавно оцененного вида народного творчества, выраженного в станковой живописи — картине.
Я считаю, что живопись, рождаемая в народе, имеющая началом его дух, есть то истинное искусство, о котором Лев Толстой писал как об искусстве будущего, что оно <<будет производиться всеми людьми из народа, которые будут заниматься им тогда, когда будут чувствовать потребность в такой деятельности. Художник будущего будет жить обычной жизнью людей, зарабатывая свое существование каким-либо трудом. Плоды же той высшей духовной силы, которая проходит через него, он будет стремиться отдать наибольшему количеству людей>> (Л.Н. Толстой. «Что такое искусство»).
Музей русской народной живописи в столице России Москве не только сохранит в целостности не имеющую себе подобных личную коллекцию, но и станет очагом подлинно русской культуры, воспитывающий художественный вкус как современников, так и будущего поколения».
За последние годы в «Музее русского лубка и наивного искусства» прошло более семи выставок картин из коллекции «Музея русской народной живописи (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик)», который сейчас имеет статус общественного фонда.
Настоящая выставка одно из звеньев серии выставок картин наивных художников из частных коллекций, проходящих в отделе «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова.