02.01.2024-30.12.2024

Лубочные листы – это уникальный синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы. Многообразные по темам, образам, творческим приемам, эти печатные картинки предстают своеобразными свидетельствами жизни и быта народа на протяжении многих столетий. Это качество во многом объединяет их с русскими песнями, которые являются как бы зеркалом народной души.

В экспозиции выставки представлено множество песенных лубков, столь распространенных во второй половине XIX века. В качестве литературной основы в них использовались стихи известных поэтов и малознакомых авторов, а также популярные народные песни. Часто стихи публиковались без указания автора, но прочитав знакомые строки, мы узнаем произведения Константина Николаевича Батюшкова, Василия Андреевича Жуковского, Николая Алексеевича Некрасова, Александра Сергеевича Пушкина. Яркие изображения и доступность лубочных изданий позволяли приобщиться к поэтическим посланиям людям бедным и неграмотным.

О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно, когда отменили крепостную зависимость. Крестьяне, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города строить капитализм. А песня им строить и жить помогала. Позже эта традиция продлилась в советской музыке, как в анонимных частушках и прибаутках, так и в авторской песне.  

Фонд лубочных картинок Музея русского лубка и наивного искусства является наследником коллекции Московского музея народной графики, организованного В.П. Пензиным. Стоит отметить, что он создал сообщество граверов на базе товарищества художников «Мастерская народной графики», продолжающих традиции лубочного искусства. Эти мастера реконструировали старинные лубки и создавали новые работы, рассказывая ироничным и узнаваемым лубочным стилем о современности. Забавные мелодии советской эпохи и русские народные песни стали источником вдохновения для многих художников. Яркие и красочные работы современных графиков стали достойным украшением выставки «Лейся песня».

Также в основу экспозиции вошли холсты наивных художников созвучные теме выставки. В основном эта тема занимает наивов, которые всю или часть жизни провели в сельской местности и имели непосредственное отношение к деревенской жизни. Так, например, на полотнах Ивана Сарычева и Павла Леонова оживают музицирующие земляки. Самодеятельные художники не имеют системного представления о технике рисунка и истории искусства и в своей работе испытывают самые разные влияния – от исконного народного творчества до любой полюсной точки изобразительных практик. Но при этом им свойственна яркая индивидуальность и решительность художественного почерка, бескомпромиссность таланта, откровенность и искренность замысла. Несомненно, эти черты объединяют наивное и народное искусство.