02.01.2024 - 31.03.2024

Музей русского лубка и наивного искусства впервые знакомит ценителей наива с коллекцией Натальи Семёновны Шкаровской.

В коллекцию, переданную в фонд Музея русского лубка и наивного искусства в 2005 году, входит 56 картин и 1 деревянная скульптура. Почти в полном составе (51 работа) она демонстрируется впервые. Единичные работы экспонировались на тематических и групповых выставках.

Уникальную коллекцию произведений наивных художников СССР Н.С. Шкаровская собрала в 1960–70-е годы прошлого века. Коллекция знакомит нас с армянским, белорусским, грузинским, латышским, молдавским, прибалтийским, русским, украинским наивом советского периода, демонстрирует большое разнообразие локальных художественных особенностей разных национальных культур и традиций. Имена многих художников вошли во «Всемирную энциклопедию наивного искусства». На выставке также впервые представлены публикации Н.С. Шкаровской, фотографии и документальные материалы из её личного архива. Часть картин, собранных Н.С. Шкаровской, находится в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно».

Шкаровская Наталья Семёновна (1920-2001) искусствовед, художественный критик, журналист, редактор отдела народного искусства журнала «Декоративное искусство СССР». Она известна как автор статей по наивному и народному искусству, альбома «Народное самодеятельное искусство», как составитель отечественного раздела «Всемирной энциклопедии наивного искусства», коллекционер наивной живописи и традиционной глиняной игрушки. 

Наталья Семёновна родилась 17 августа 1920 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Жила в Москве. Её отец Корф Семён Яковлевич (1891-1970) – один из первых русских лётчиков, был участником Гражданской войны, командующим воздушными силами Западного фронта. За участие в Гражданской войне он был награждён тремя орденами Боевого Красного знамени, именным оружием, золотыми часами, впоследствии орденом Ленина. В мирное время разведывал и прокладывал воздушные трассы в Сибири, на севере Дальнего Востока, в Якутии и др., преподавал в Институте гражданского воздушного флота. Корф С.Я. – один из первых авиаторов дореволюционной России, пионер русской авиации, почётный лётчик многих эскадрилий и соединений, удостоился памяти в истории отечественной авиации, что нашло отражение в исторической литературе о воздухоплавании и в фондах Музея авиации.  

В 1939 году Наталья Семёновна поступила в Московский полиграфический институт на редакционно-издательское отделение, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией в город Свердловск, прервала учебу. В Свердловске работала контролёром на Центральном телеграфе. Одновременно, как и многие в военные годы, помогала фронту: переносила раненых в госпиталях, грузила дрова на железной дороге.

В 1943 году она вернулась из эвакуации в Москву. Продолжила учебу и окончила Московский полиграфический институт. Во время учебы и впоследствии, она работала во многих организациях и редакциях: во Всесоюзном радиокомитете при СНК СССР, в отделе «Писем на фронт и с фронта»; в Комитете по иностранному вещанию, в газетах «Московский комсомолец», «Красный воин» (МВО), в ряде журналов, в Совинформбюро, в Комитете Советских женщин.

Раудоникине Дангуоле
«Гонки»

С 1951 года Шкаровская целиком посвятила себя изучению народного и наивного искусства. Она поступила на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), на должность ответственного редактора. Подготовила и выпустила серию книг «Художественные промыслы РСФСР», труды по технологическим вопросам изделий народных мастеров и др. Совместно с группой авторов подготовила юбилейный сборник «Народное декоративно-прикладное искусство РСФСР» к 40-летию Советской власти и ряд других книг по народному искусству.

В 1959 году Шкаровская была приглашена на работу в журнал Союза художников «Декоративное искусство СССР» на должность заведующей отделом народного искусства. Одновременно с редакторской работой она выступала как автор статей о народном и наивном искусстве в этом журнале и в других изданиях. Вела большую общественную и организационную работу. Являлась членом Союза художников, Союза журналистов СССР,председателем Комиссии Союза Советских Обществ Дружбы (ССОД) и культурных связей с зарубежными странами, членом правления его Ассоциации деятелей искусства и литературы для детей. Многие годы была членом выставкома Всесоюзных и Всероссийских выставок самодеятельного искусства. Знакомилась с наивными художниками, вела с ними многолетнюю переписку. Начиная с 1969 года, по заданию Союза художников СССР она выезжала в зарубежные командировки для представления отечественного наивного искусства за рубежом.

В 1975 году вышел в свет альбом Н.С. Шкаровской «Народное самодеятельное искусство» (Ленинград, «Аврора»). Это, пожалуй, первое серьёзное издание, посвященное отечественному наивному искусству. В него включены произведения самодеятельных художников Советского Союза. В обширной вступительной статье составитель альбома анализирует пути развития наивного искусства, рассказывает о его традициях, идущих от 18-го века. В книге 150 цветных и чёрно-белых иллюстраций, указатель литературы, биографические справки о художниках. Суждения Н.С. Шкаровской, высказанные в книге, остаются актуальными в наши дни. Одновременно они получили глубокое развитие в публикациях последующих поколений исследователей наивного искусства.

В 1984 году Н.С. Шкаровская стала автором отечественного раздела «World encyclopedia naïve art» «Всемирной энциклопедии наивного искусства» (Белград, 1984). В раздел она включила шестьдесят статей о наивных художниках из Союза Советских Социалистических Республик и обширную научную статью про отечественный наив. Благодаря её работе наши художники стали известны всему миру. Перевод на английский язык осуществил переводчик Г. Шкаровский-Раффе.

Казьмина Мария Георгиевна
«Уголок базара»

Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» представлено 800 наивных художников и скульпторов из 50-ти стран, от первой выставки Таможенника Руссо на ХХII Салоне независимых в Париже, до последних десятилетий ХХ века. Включено тысяча цветных иллюстраций, биографическая информация о каждом художнике, статьи о развитии наивного искусства в представленных странах, перечень значительных выставок наива. В издании приняли участие 32 эксперта, известные специалисты по наиву из разных стран. «World encyclopedia naive art», как международное издание, была одновременно выпущена в Великобритании, Италии, США, ФРГ, Франции, Швейцарии, Японии.

Н.С. Шкаровская также была известна, как коллекционер глиняной игрушки и автор статей о народном гончарстве. Её собрание традиционной глиняной игрушки из разных областей России, экспонировалось на легендарной выставке «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения» (Москва, 1987). В настоящее время оно хранится в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» и во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Наталья Семёновна Шкаровская внесла большой вклад в развитие отечественного искусствознания в области наивного искусства в России и его популяризации за рубежом. Выставка «Избранное: наив из коллекции Н.С. Шкаровской» это дань памяти Наталье Семёновне, которой в минувшем году исполнилось 103 года со дня рождения.

Искусствовед

отдела «Музей русского лубка

и наивного искусства»

Вяткина Н.Ф.