Вклад в популяризацию российского наивного искусства коллекционеров, арт-дилеров и галеристов огромен. Они открывают новые имена, извлекают из небытия произведения, спасают – в данном случае это не фигура речи – картины, делая их частью истории искусства.
Одним из знаменитых собирателей была Ксения Георгиевна Богемская (1947–2010) – искусствовед, художественный критик, автор книг о наивном и аутсайдерском искусстве.
В 1990–2000‑х годах она вела очень активную кураторскую деятельность, организуя выставки, предпринимала активные шаги по включению российского маргинального искусства в международный контекст. Боролась за преодоление изолированности в интерпретации наивов. Вот выдержка из ее интервью: «Мы все должны искать <…> новый язык искусствоведения для того, чтобы суметь говорить об этом не просто на обыденном уровне: “нравится – не нравится”, “красиво”, “яркие краски”, но суметь сопрячь искания таких художников, работающих непосредственно, от души, с тем, что происходит в современном искусстве, с тем, что происходит в современном духовном сознании».
В 1990 году Ксения Богемская и коллекционер Сергей Тарабаров (1955–2020) организовали в Москве галерею «Дар» под патронатом председателя Центра современного искусства Леонида Бажанова. За двенадцать лет существования «Дара» было проведено около 120 выставок наивного, самодеятельного и современного искусства.
Алексей Турчин, сын Ксении Богемской, совладелец коллекции, активно принимавший участие в ее формировании, говорит о том, что максимально активным временем роста коллекции были 1997–2001 годы. В это время коллекция достигла нескольких сотен произведений. Ксения Богемская и Алексей Турчин часто приезжали к художникам и покупали их произведения. Пути появления произведений, впрочем, рознились, кого-то из художников Богемская знала по конкурсам и смотрам наивного и самодеятельного искусства, кто-то из самоучек писал письма или приезжал с целью знакомства и предложения своих работ.
В 1990‑е – начале 2000‑х годов коллекция Богемской – Турчина показывалась на выставках в Galerie Hamer (Амстердам; 1998, 1999); Erste Begegnung (Германия; 1999), Museum de Stadshof (Russische Naieven vertellen, Нидерланды, 2000), Outsider’s Art Fair (Нью-Йорк, 2001–2004), Insita 97 (Братислава, 1997), St Etienne Gallery (Нью-Йорк, 2001, 2003). Ziv gallery (Шотландия, 1997), Oxford University (Великобритания, 2001), Museum Charlotte Zander (Германия, 1999–2000).
Наиболее значительными авторами наивного и аутсайдерского искусства, произведения которых хранятся сегодня в коллекции Богемской – Турчина, можно считать Павла Леонова, Василия Романенкова, Алевтину Пыжову. В наше время эта частная коллекция часто привлекается в процессе создания выставок в крупнейших музеях и арт-институциях. Так, на основе работ из коллекции Богемской – Турчина в ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2011 году была проведена выставка произведений Павла Леонова, а в 2013‑м работы из коллекции легли в основу исторической части выставки Museum of Everything в Центре современного искусства «Гараж».
Сейчас коллекция насчитывает более 1000 работ наивных художников и художников-аутсайдеров и продолжает свое развитие.
Тест составлен на основе статьи Анны Суворовой
«Ксения Богемская: наивный «Дар» и «искусство посторонних»