Наша институция ведет многолетний активный поиск новых самобытных художников в разных уголках России. На выставке представлены работы, которые удалось обнаружить за годы исследовательской работы.
Юрий Тюпин – поэт деревни, его работы проникнуты светлым чувством радости крестьянской жизни. Художник предлагает зрителю соприкоснуться с безвозвратно ушедшим миром северных сёл конца 1950—1960-х годов.
Работы написаны лёгким свободным мазком, создающим мягкий колорит и прозрачность световоздушной среды. Простыми, лаконичными художественными средствами Тюпин изображает тонкие оттенки настроения, перемены погоды и времени суток, дуновение легкого ветерка и свежесть морозного дня.
Тоска по безвозвратно утраченному миру детства и юности – явный мотив творчества Тюпина. Удивительным образом художнику удаётся вместить просторы уходящего мира северной деревни на холстах небольшого формата.
Тюпин взялся за кисть и краски только после выхода на пенсию, когда у него появилось свободное время для творчества.
Светлана Шепелевич (Клер Роше) – московская художница. Секрет привлекательности ее работ во многом заключается не в энергии мазка и динамики композиции, а в самой форме высказывания: предельно личностном исследовании культурно-исторической памяти народа.
Светлана Андреевна – это человек с богатым культурным багажом, с детства интересующийся мировым художественным наследием. Однако собственные художественные опыты ей удалось реализовать лишь в возрасте 45 лет: «Было лето, дети ушли с бабушкой в Сокольники. Какое-то непонятное чувство гложило меня. И тогда подумалось, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. На кухонном подоконнике лежали тюбики темперы и кисти. Мне почему-то подумалось: дети рисуют, а я…». Искусство Клер Роше – это поле бесконечного эксперимента, где она пробует себя во всевозможных техниках, жанрах и стилях, из которых ближе всего ей экспрессионизм.
Ольга Францкевич воплощает свой художественный талант в форме невероятных, чудесных набивных ковров. Эта техника достаточно редка для наивного искусства. Ковры выполнены акриловой нитью на мешковине.
Термин «наивное искусство» многих вводит в заблуждение: «наивное» воспринимается как что-то несерьезное, глуповатое, детское. В этом искусстве действительно много от «детского», но совсем иначе – здесь сила ясности, упрямства, серьезности, много свободы, простодушия и любви. В наиве всё ярко и заострено: как в детстве, здесь нет места второстепенному или не важному, здесь важно всё, а лишнего нет. Именно таким является и творчество Ольги Францкевич, которого тоже забыть нельзя.
Юлия Алёшичева – 85-летняя бабушка с деменцией, которая делает феноменальные вышивки по работам Кустодиева и Джорджоне. К рукоделию, которым увлекалась в дошкольном возрасте, вернулась в 81 год на фоне стресса, вызванного пожаром в дачном доме.
Увлечение поддержала семья Юлии, внук Ян Горкунов завёл страницы в соцсетях, где выкладывает работы бабушки. Притягательная угловатость фигур, смелые цвета и стильная нитяная штриховка не оставили пользователей соцсетей равнодушными. Это вдохновляет Юлию Алёшичеву продолжать вышивать. Что характерно для истинного наивного искусства, сюжеты черпаются отовсюду, будь то календарь с Ноевым ковчегом или фотография из глянцевого журнала.
Людмила Чижикова только с апреля 2014 года, после того как вышла на пенсию, смогла реализовать свою мечту – заняться художественным творчеством. Первые работы создавала в Студии наивного искусства «РА-Дуга» с использованием темперных красок. Сейчас пишет преимущественно маслом на холсте.
Ирина Ерёменко – художник, талант которой проявился в 57 лет. Уже на пенсии, оказавшись с семьёй дочери в Казахстане, затосковала она по родным сибирским лесам и, впервые в жизни взяв в руки кисточку, нарисовала сосну. Кто мог подумать, что из этого деревца вскоре вырастет волшебный лес!
Тема её картин всегда одна – деревья. Могучие, величественные дубы и лёгкие трепещущие осины расцветают, погружаются в зимнюю спячку и пробуждаются вновь, проживая полный жизненный цикл на полотнах Ирины Ерёменко.
«Тут я речку пущу, здесь дерево посажу, а тут цветы будут», – так описывала художница процесс рождения картины, тем самым как бы приравнивая своё искусство к творению мира. Подобно демиургу, создала Ирина Ерёменко свой лесной мир и населила его растениями, животными и волшебными существами – духами природы.
Елизавета Рубецкая – московская художница. Её первые художественные опыты были обусловлены влиянием супруга-художника, Лизе на тот момент было 25 лет. Но по-настоящему раскрыться как живописец и обрести узнаваемый почерк она смогла только после выхода на пенсию в 2004 году. Елизавета Рубецкая почитает абстрактное искусство и восхищается гениальностью Василия Кандинского, создателя первой в истории беспредметной композиции и автора динамической теории цвета. Бесспорно, эта любовь к абстракции и интерес к формальным колористическим задачам находят отражение в её собственной живописи. Главный герой картин Елизаветы Рубецкой – цвет. Струящийся, буйный, неудержимый или спокойный и мягкий «хор красок» определяет настроение картины и её внутреннее содержание. При этом в общей мелодии композиции отчетливо, ясно и фактурно – отдельным аккордом – звучит каждая краска. Если с цветом она обращается вполне профессионально, то в работе над предметами и персонажами раскрывается как истинный художник-наив (творит без оглядки на анатомические законы и правила построения перспективы). Во многом именно эта двойственность притягивает вдумчивого зрителя и делает искусство Елизаветы Рубецкой незабываемым.
Ирина Синичкина занялась художественным творчеством, увидев работы канадской художницы Лоры Кенни (Laura Kenney) в технике rug hooking (дословный перевод с английского — «подцепить коврик») и с тех пор не мыслит свою жизнь без этого искусства.
Rug hooking или ковровая вышивка — способ создания текстильных картин путем продергивания петель пряжи или тканевых лент через плотную основу (чаще всего мешковину или канву). Зародилось это ремесло в Англии (по другим источникам в Шотландии) в начале XIX века, с первыми переселенцами распространилось по всей Северной Америке, а в XX веке приобрело всемирную популярность.
Ирина Синичкина оказалась истинным новатором в ковровой вышивке: она не только стала придумывать оригинальные сюжеты, но и приспособила для создания работ подручные инструменты. Их всего три: шило для дратвы (его используют обычно для изготовления обуви), ножницы и маркер.
Стержнем работ Синичкиной всегда является история, неважно, небольшое ли это панно, монументальная ширма или кресло – всюду перед нами разворачивается витиеватый рассказ, в котором угадывается и день сегодняшний, и далекое прошлое, и то, чего никогда не было. Бесспорно, сила художественного высказывания Синичкиной невероятна, но отдельно хочется отметить экологичность мышления мастерицы: ни один старый наряд не отправится на мусорный полигон, каждый станет героем её безграничного космоса.