04.04. - 30.06.2023 г.

«Жизнь в деревне» – выставка изображений Александра Суворова под открытым небо в Арт-Наив-Парке.

Александр Васильевич Суворов – один из тех художников, которых называют наивными, ибо только им свойственно передать  застывший на холсте или  на куске оргалита волшебный миг гармонии человека и природы, миг покоя и радости. «Окнами в другой мир» называли работы Александра Суворова зрители. Действительно, словно прозрачная, но нерушимая преграда стоит между зрителем  и миром художника. Идеальным миром, где нет ни гроз, ни политики, где заяц всегда убегает от охотника, где рыболов всегда с рыбой, где в каждом доме покой и достаток, где по праздникам  гуляют по улице с песнями, а будничный труд не в тягость.

Александр Суворов родился 26 октября 1913 года в деревне Поярково Калязинского района Тверской области. Когда еще был малолеткой, умерла мать. В школу ходил одну зиму. Подростком его отдали в ученики к деревенскому  сапожнику. Мастером по этому делу не стал, однако ножом работать и материал чувствовать научился. Работал в колхозе, но каждую осень уезжал в город на заработки. В 1935-м случилось горе. У жены Антонины затянуло руку в льномялку. А тут Александру в армию идти. Поэтому, наверное, когда подвернулась работа на Савеловской железной дороге, – от армии бронь и давали комнату,– пошел туда. Так до самой пенсии и работал на железной дороге: сначала сцепщиком, потом стрелочником и кондуктором. Бывал в Москве. Ждать обратного поезда долго: бродил по городу, заходил в Третьяковку. Целых три раза. А в других музеях не бывал.

Тягу к рисованию Александр Васильевич испытывал всю жизнь. Рисовал от случая к случаю, чем и на чём придется. В 1956 году хотел поступить в Москве в Заочный народный университет искусств (ЗНУИ). Но, как объяснила секретарь на приеме, официального документа по окончании не выдавали. «Будете для себя писать»,– сказали ему. «Для себя я и так пишу»,– ответил Суворов, и не стал поступать.

Работы Александра Суворова реалистичны, насколько может быть реалистично наивное искусство. Он не писал с натуры, хотя все его пейзажи узнаваемы: это окрестности деревни Волнога, где жил художник. Проработав долгие годы на железной дороге, Суворов сохранил крестьянское мировосприятие. Для него центр вселенной – это большой дом в деревне, да хозяйство при нем, да кусок родной земли, да люди, которые пашут землю, пасут скот, заготавливают сено, охотятся, рыбачат, справляют праздники, радуются приезду сыновей и снох из окрестных городов, – живут неторопливо и на первый взгляд однообразно – без потрясений и драм. Архетипически искусство Суворова восходит к крестьянской народной картине.

С 1985 года, после заметки в районной газете, художника заметили сначала в Калязине, а потом и в Москве – и стали приглашать участвовать в выставках. За 14 лет (в 1999 году художник умер) А.В. Суворов принял участие в десятках выставок в России и за рубежом, его работы украсили коллекции Московского музея-заповедника «Царицыно», Кировского областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, Московского и Суздальского музеев наивного искусства, Музея органической культуры и Общественного фонда наивного искусства «Галерея Тарабаров».