На выставке «Женская культура рукоделия» показаны образцы русского ручного ткачества, вышивки, кружева из коллекции семьи Л.А. Кашук.
Разнообразное по своему составу собрание, включает многочисленные художественные произведения, отражающие основные этапы развития и направления женского рукоделия. Это предметы народного быта: вышитые рушники, дорожки, наволочки, подзоры, занавески, панно, уникальные вышитые картины, прикроватные коврики наивного свойства, домотканые и вязаные половики-кругляши.
В экспозиции особенно полно представлены традиционная вышивка и ручное ткачество (бранное, ремизное, закладное) начала XX века. А также работы 40 – 50-х годов XX века. Это характерный образец стиля того времени. Он вызывает ностальгическое воспоминание о домашнем уюте, который позже будет восприниматься как мещанский.
Судьба женского рукоделия изначальна сложная. Кружево, ручное ткачество, вышивки тесно связанны с бытом. Они использовались, изнашивались, исчезали из обихода. Редко попадали в музейные и частные коллекции.
Одновременно с этим, женское рукоделие – замечательное явление русской художественной культуры. Ручное ткачество, кружево, вышивка как вид декоративно-прикладного искусства имеют давние народные традиции, широкое распространение, признание и известность.
Выставка ярко демонстрирует, как на протяжении времени менялся характер женского рукоделия – от традиции к современности и китчу. Её тема может быть предметом бесконечного разговора. Женское рукоделие в настоящее время является не только материалом для этнографических и искусствоведческих исследований. Оно продолжает свою жизнь в активном творческом процессе, без которого невозможно бытование никакого искусства вообще и народного в частности. Оно живёт, видоизменяясь и трансформируясь, входит в быт, радует яркостью и оригинальностью.
Коллекция Л.А. Кашук отличается хорошим уровнем сохранности и мастерства. В ней есть уникальные произведения с широким кругом древнеславянских мотивов, которые представляют огромный интерес своими разнообразными художественными приёмами, обладают высокой орнаментальной культурой, своеобразным композиционным и колористическим строем.
Так, в экспозиции можно увидеть уникальные рушники. Это праздничные обрядовые полотенца, занимавшие особое место в жизни крестьян. Рушники наиболее полно сохранили до нашего времени древние сюжеты вышивки и орнамента: символические, растительные, геометрические, антропоморфные. Представлены рушники с цветочными, солярными и геометрическими узорами, с ромбовидным рисунком, с птицами, с древом жизни, с узорчатыми и цветными полосками, с монограммами. Они выполнены на льняном домотканом полотне, концы кружевные.
Также можно увидеть вышитые подзоры, занавески, дорожки, наволочки для подушек. Часть наволочек имеют сюжетный рисунок («Два лебедя», «Итальянский концерт», «Павлин», «Жар-птица»). Другая часть – геометрический орнамент. Наволочки с геометрическим орнаментом обладают особой выразительностью. Сочетание полос узорных и гладких, различных по ширине, цвету и фактуре создаёт впечатление нарастающего или убывающего ритма. Техника вышивки имеет своеобразный лёгкий рельеф на декорируемой поверхности, а введение штопки, настила, крестика, бумажных, шерстяных, льняных нитей разнообразит фактуру шитья.
Особый интерес представляют вышитые панно, выполненные по сюжетам картин известных художников русского классического искусства: «Алёнушка», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дети, бегущие от грозы», «Тройка» и др.
Художественные образы, созданные неизвестными мастерицами в технике вышивки, приятно удивляют особым наивным, светлым, непосредственно-радостным звучанием. С ними соседствуют уникальные вышитые прикроватные коврики наивного свойства: «Три богатыря» на бархате, «Девочка с кроликом» на мешковине, «Мальчик с собачкой» на льняной ткани. Они также имеют парадоксальную природу изображения. По своей культурной функции эти копии близки к наивному искусству.
Дополняют коллекцию домотканые и вязанные из цветных полос ткани половики-кругляши – «ляпочиха». Практически в каждой избе, в крестьянском быту, наряду с традиционными ткаными половиками использовали подобные коврики-кругляши – знак солнца и оберега.
Это вторая выставка из коллекции семьи Л.А. Кашук, в которой отражены лучшие традиции женской культуры рукоделия. Первая выставка «Искусство принадлежит народу» – уникальные копии шедевров русского искусства, выполненные художниками-наивистами, состоялась в Музее наивного искусства в 2015 году.