Уже более ста лет наивное искусство признано мировым художественным сообществом: экспонируется в музейных залах, продаётся на аукционах и является объектом внимания галерей и коллекционеров.

Началось всё, как известно, с феномена французского художника Анри Руссо, признанного в конце XIX века авангардным сообществом в лице Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо. Далее история развивалась стремительно. Европа и Америка открывают для себя мир наивного искусства, создаются специализированные музеи и галереи.

В настоящее время искусство «вне норм», будь то наив или ар брют, можно увидеть не только в рамках специализированных мероприятий (Триеннале наивного искусства в Братиславе, Outsider Art Fair в Нью-Йорке и Париже), но и на Венецианской биеннале, на выставке в музеях д’Орсе и Метрополитен.

В России интерес к наивному искусству возникает также в начале XX века и знаменуется выставкой «Мишень» 1913 года, где наряду с художниками авангарда экспонируются произведения художников-самоучек Н. Пиросмани, Т. Богомазова и Г. Павлюченко. Но ситуация в России XX века складывалась особым образом, отличным от Европы и Америки. Начиная со второй половины 1920-х гг. возникали учебные заведения для самородков. Деятельность большинства которых должна была способствовать обучению приёмам социалистического реализма и «искоренению» самобытности. Но не все образовательные институции шли по такому пути. В частности, Заочный народный университет искусств в 60-70-х годах стал «рассадником самобытников», введя значительное «послабление» в отношении «примитива» и «наива». В 1967 г. в ЗНУИ была принята новая программа, допускавшая к учебному процессу молодых преподавателей, среди которых было множество нонконформистов: А. Гросицкий, М. Рогинский, Б. Турецкий и др. Они выступали за то, чтобы не ломать своих учеников, а сохранять индивидуальную систему видения. Среди учащихся ЗНУИ этого периода было много мастеров, которых сегодня мы считаем классиками наивного искусства, среди них Павел Леонов, Иван Селиванов и Александр Белых.

Но не все наивы приобщались к творчеству через ЗНУИ. Михаил Ржанников написал свою первую картину на простыне, потому что очень хотел, «чтобы в доме был ковёр». Зинаида Бабина полюбила искусство, глядя, как пишут картины её дети, профессиональные живописцы. Владимир Мизинов однажды увидел художника на пленере и испытал жгучее желание мешать колера и красить холст. После тяжелой травмы Мизинов не мог полноценно работать, и искусство стало для него отдушиной.

Каждый художник идёт своим путём, и во многом поэтому мы имеем дело с такой многоликой палитрой творческих голосов, высказываний и идей. А что может быть лучше разнообразия?