06.04. - 30.09.2023 г.

Народная резьба в ее многочисленных видах: архитектурная, рельефная, ажурная, церковная и бытовая – уникальная область, в которой выявился дар русских мастеров. Основой экспозиции стали народные гравюры на дереве из фондов музея, на которых представлены наиболее древние образы и герои, популярные в XVII-XVIII веках. В рамках выставки мы прослеживаем, какое влияние лубочные картинки оказали на близкие им виды декоративно-прикладного искусства – резьбу, набойку, роспись по дереву.

Народная гравюра

Гравюрой называют как доску с резным изображением, так и сам оттиск на бумаге. Данная техника обладает редким и замечательным качеством: она дает жизнь большому количеству равноценных копий с одного произведения. Способ гравирования на деревянных досках требовал большой затраты труда и времени, и все же он был наиболее популярен в народном творчестве. Объяснялось это высокой стоимостью медных досок для гравировки и печатных станков. Так в искусстве эстампа сформировалось два направления: профессиональные граверы работали с дорогостоящим материалом, а народные умельцы – с древесиной.

Ученые неоднократно пытались расшифровать слово «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от слова «луб» – так называлась липовая основа, на которой резались картинки. Другие связывают его с названием лубяных коробов, в которых торговцы разносили картинки по селам и деревням. Также лубки продавались на ярмарках и в художественных лавках. Вот как описывает торговлю «народными картинами» Н.В.Гоголь: «Двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит». Популярность у лубков была невероятная, неслучайно лубочные образы и сюжеты появляются в других видах прикладного искусства.

Набойка

По характеру производства это ремесло наиболее близко гравюре на дереве. Набойка представляла собой ткань, украшенную различными узорами с помощью механического отпечатка с резной доски. Бедные люди не могли купить дорогостоящие ткани – парчу или шелка, – но они быстро нашли им замену. Узоры набойки, которые ритмично повторялись по поверхности ткани, великолепно имитировали богатый материал. Из набойки изготовляли шатры и воинские знамена, шили церковные облачения, праздничные сарафаны и кафтаны. Набойку можно было повесить в комнате в виде драпировочного занавеса или полога. Она служила для тюфяков, перин, обивки сундуков, употреблялась для книжных переплетов. Набоечным искусством в XVII-XVIII веках занимались многие ремесленники. В Москве в торговых рядах существовал даже особый «крашенинный» ряд, пользовавшийся популярностью у населения.

Резьба

В некотором роде близки к народному лубку и пряничные доски. На дереве вырезался углубленный рельеф, куда заливалось пряничное тесто, и пряник получал рельефный узор. Сходство пряничных досок и народных картинок проявилось не столько в сюжетах, как в набойке, сколько в образной форме, иногда детски наивной. Существовало между ними и чисто внешнее сходство. Пряник обычно имел четырехугольную форму, украшенную по краям так же, как и картинка, рамочкой или бордюром.

Не менее тщательно украшались резьбой предметы домашнего обихода и интерьера. Искусство ваяния в народном творчестве сопутствует всем видам пластической обработки дерева – от тончайшей «паутинной» резьбы до плотницкой вытески бревен. Это ремесло внедрялось и приживалось повсюду: в беднейшей избе, в церквях и храмах, на кораблях и каретах, в захолустных зимовках и блестящих теремах. Благодаря этой универсальности деревянная резьба многомысленна. Она отразила в себе почти все стороны народной культуры, духовной и материальной: игру и горе, веру и труд, праздник, нежность, понятие о космосе, чувство природы и безграничную любовь к родной земле.