11.01. - 31.03.2023

Имя Сергея Трубникова хорошо знакомо как специалистам, так и любителям и ценителям русского лубка. Однако, сам художник именует свои листы «московскими народными картинками», избегая растиражированного слова «лубок».

Русская народная картинка (лубок) – гравированный настенный лист с рисунком и текстом, создававшийся полупрофессиональными мастерами и повсеместно бытовавший в России в конце XVII – начале XX века. Рисованный от руки и поздний печатный лубок сохранялся в старообрядческой среде вплоть до середины ХХ века. В первой половине XIX века лубочная картинка стала иконографическим и стилистическим источником для профессиональной графики, когда известные мастера (И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов и др.) использовали формат народной картинки в агитационных листах 1812 года и политической карикатуре, пропагандировавшей победу русской армии над французской. В конце ХIX – начале XX века новые виды массового искусства: плакат и кинематограф, – пришли на смену исчезавшим лубочной литературе и настенному лубку. Модернистские и постмодернистские искания искусства XX – начала XXI века обусловили периодические всплески интереса к русской народной картинке и возникновение нового современного авторского лубка. Рефлексия лубка профессиональным искусством раскрыла его графические и живописные возможности станковой картинки с рисунком и текстом, как универсальной художественной формы.

Творчество Сергея Трубникова высоко оценивают специалисты, изучающие народную картинку. По мнению известного российского исследователя кандидата искусствоведения Ольги Дмитриевны Балдиной, посвятившей изучению лубочной картинки не один десяток лет, в его «забавных» и «исторических» листах развиты «лучшие качества деревянного лубка, его стилевые и художественные особенности». Оценивая современный лубок, О.Д. Балдина подчеркивает, что «лубочные картинки для Сергея Трубникова не просто «ископаемая старина», не предмет для экспериментирования художником эпохи постмодернизма, не подражание народному стилю «в формате современности», а художественная и жизненная идея…». При этом новые технологии печати, позволяющие тиражировать рисованные тушью, пером и цветными чернилами листы, помогают автору в создании картинок, стилистически близких классическому деревянному лубку XVIII века. Работы Сергея Трубникова можно назвать современными притчами, в которых заключен короткий, но ёмкий и характерный рассказ о близких и далеких нам событиях российской истории и быстротечной человеческой жизни. А форма лубка позволяет в иносказательной форме представить поучение или неявное назидание. И в радость и утешение нам всем жизнерадостные произведения художника.