Отдел «Музей русского лубка и наивного искусства» «Галереи Ильи Глазунова» представляет выставку «Николай Комолов» из Музея русской народной живописи (собрание Владимира Мороза и Анны Годик).
В жизни Николая Александровича Комолова (1925-1983 гг.) ничто не предвещало, что он станет художником. И сам он об этом никогда не задумывался. Родился он в 1925 году в Татарстане в селе Биляр-Озеро в бедной крестьянской семье. После семилетки работал в колхозе. В 1943 году ушел на фронт, был ранен. После армии переменил несколько рабочих профессий. В поисках лучшей жизни изъездил всю страну. Жил в Сибири, Молдавии, Казахстане, Алтайском крае. В конце 1960-х осел на Псковской земле, где в годы войны пролил свою кровь. Работал электриком в поселке Плюсса. В 1979 году из-за тяжелой болезни вынужден был уйти на пенсию и поселиться в деревне Звенковичи.
Неожиданно для себя и окружающих он взялся за кисть. Живопись стала его страстью, смыслом жизни, наваждением, колдовством. Николай Александрович знал, что творческий век его недолог. Эта самая счастливая пора в его жизни продолжалась всего четыре года. В 1983 году Николай Александровича не стало.
Вот как пишет о творческом пути художника известный псковский писатель Валентин Курбатов: «Николаю Комолову на роду было написано стать художником, но судьба вела его к призванию своей дорогой. Сначала он должен был переделать много другой работы, которой требовала тяжелая судьба Родины. И только когда сердце его неспособно было тянуть эту общую работу дальше, природа властно напомнила ему о замысле судьбы. Ему было отпущено только четыре года на осуществление себя, но он успел все. Он жил обыкновенной жизнью, а любимым словом его было «необыкновенное». Он рассказал о мире своей души с радостной полнотой и убедительной силой. Это «необыкновенное» были родная земля, память детства, Пушкин, Есенин, русская женщина. Он умел глядеть глазами души и в своих картинах оставил уроки такого духовного зрения, еще раз доказав, что необыкновенное – это каждый день нашей жизни, и что талант, если он в замысле судьбы, хоть на последнем пороге скажется в человеке».
Первым человеком, обратившим внимание на Картины Комолова, была журналист из Москвы Алина Яковлевна Чадаева. «Я увидела и поняла, как рождала и пестовала псковская земля его художественное дарование. Всякий раз, когда я приезжала в деревню Звенковичи и входила в его дом, он кидался в чулан и выносил оттуда холсты. Свернутые мы расстилали на полу, те, что были на подрамниках ставили к буфету, к тумбочке, телевизору, столу. Николай Александрович говорил о своих картинах наивно, восторженно и сбивчиво, как отец позднего первенца, любующийся им и не умеющий его понять. Его человеческая речь была невнятна. Его картины знали язык бессмертия.» (Из воспоминаний А.Я. Чадаевой).
Искусствовед Н. Шкаровская писала: «С творчеством Николая Александровича Комолова я познакомилась, когда работала для югославского издательства, которое готовило к выпуску «Всемирную энциклопедию народного искусства» Увидев впервые работы Н.А. Комолова на выставке в Москве, в Манеже, я поняла, что он должен занять свое место в Энциклопедии».
О пронзительной живописи Комолова рассказывала искусствовед Ксения Богемская: «Картины Комолова обращаются к зрителю. Они не просят тихого созерцания, они кричат, требуют. Комолов не привык руководиться общими для всех схемами. Сюжет волнует его, и он воплощает сюжет так, как считает нужным. Скажи удивленный зритель простодушно: «Это не может быть», художник ему в ответ: «А я хочу, чтобы так было». Могучая интонация «хочу и делаю» выдает в Комолове талантливого творца. Умение выразить свою идею простыми и ясными средствами – огромное достоинство художника».
Художник оставил более ста картин. Большинство из них ныне хранится в музеях Пскова и Москвы. С огромным успехом они экспонировались на международных и всероссийских выставках. За его холстами гоняются коллекционеры. А небольшая псковская деревня Звенковичи теперь хорошо известна отечественным и зарубежным знатокам наивного искусства.
В коллекцию «Музея русской народной живописи» картины Комолова попали от Алины Яковлевны Чадаевой. Маленькая, бойкая полная планов журналистка искала средства на восстановление храма и предложила Владимиру Алексеевичу Морозу купить у нее работы художника. «Я с ними не расстаюсь я знаю, что они обязательно найдут путь к людям», — сказала на прощание Алина Яковлевна.
Позднее коллекция пополнилась картинами Комолова в результате обмена с Псковским музеем заповедником на работы художника А. Зверева, а также покупками работ у псковских коллекционеров.
Сегодня на выставке впервые наиболее полно представлены картины Николая Александровича Комолова из «Музея русской народной живописи (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик)».