2.01. - 9.07.2023

Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки.

Клайв Стейплз Льюис

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как сделать детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, — сказал он, — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Безусловно, сказочные повествования — жанр вечный и неувядающий. Меняются времена и герои, но нравственный подтекст, архетипы и общечеловеческие ценности, заложенные в волшебных сюжетах, остаются неизменными.

Среди множества лубков из собрания музея особый интерес представляет серия картинок с изображениями сказочных героев и богатырей. Широкой популярностью подобные печатные листы пользовались в сороковых-пятидесятых годах ХVIII столетия. Эти изображения оказали огромное влияние на русскую литературу, музыку и живопись. Еще в конце XVII века на Руси стали появляться переводные рыцарские романы, повести, сказки, фаблио. В продаже появляются одно за другим раскрашенные изображения полюбившихся сказочных героев. За редким исключением все они напечатаны с деревянных досок и почти не содержат текста. Быстро и легко переделанные с иноземного на отечественный лад, эти сказки стали излюбленными произведениями российской устной литературы. Через нянюшек, мамушек, бродячих сказителей проникали они и в дворянские дома. Так, Державин вспоминал, что увлекался «изображениями богатырей, каковые деревянной печати в Москве на Спасском мосту продаются». Немалую роль сыграли лубочные сказки и в творчестве А. С. Пушкина. Ведь не случайно имена героев сказочных листов перекочевали в произведения великого поэта. 

Наибольший успех имела сказка о Бове Королевиче. Сохранились портреты самого Бовы, царя Гвидона, короля Додона, Салтан Салтаныча и Полкана Богатыря. Охотно раскупались лубки с рисунками по мотивам сказок о Петре-Златые Ключи и Еруслане Лазаревиче. Становились героями лубка и былинные богатыри — Илья Муромец, Алеша Попович.

В XX веке традиция сказочных изображений была продолжена профессиональными художниками. В это время искусство книжной иллюстраций и эстампа достигло больших высот. Так, в 1982 году В.П. Пензин создал мастерскую графики «Советский лубок», объединив художников, работающих в жанре лубка, и оформителей книг. Произведения этих авторов, укорененные в традиции народных картинок, красочно дополняют экспозицию выставки.

Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить.

Чарльз де Линт