24.11.2022 - 15.01.2023

Многие знают, что лубок – это древний вид русского народного искусства, графические изображения, созданные в технике гравюры. Многие понимают, что это яркие, красочные печатные листы, которые продавали на ярмарках с конца XVII века. Многие осознают, что лубок был массовой культурой прошлых времен и благодаря этим изображениям мы знакомимся с историей, культурой, традициями и бытоустройством наших предков. Стоит отметить, что лубочные картинки существовали для бедных и малообразованных слоёв населения и рассказывают нам о жизни и интересах «простых людей».

Но мало кто знает о том, что искусство это родом из Китая. Известно, что изображения с деревянных досок печатались в поднебесной уже в VI веке. Самая ранняя из дошедших до нас китайских гравюр датируется 868 годом. Она помещена, как фронтиспис в буддийском свитке «Алмазная сутра». К началу XVII века китайские мастера совершают первые опыты цветной гравюры. Видимо, в это же время зародился китайский лубок- «няньхуа» («новогодние картины»), который получил особенно большое распространение в XVIII-XIX веках. Название обусловлено тем, что основная часть картин продавалась в преддверии Китайского Нового года и использовалась в качестве подарков. Существовало два типа изображений – лубочные иконы «чжи-ма» и наклеиваемые по случаю торжественных событий в доме «си-хуа», которые продавались круглый год. Как и русский лубок, изображения «няньхуа» предназначались для «низших» слоёв населения и пользовались особой популярностью у сельских жителей. На выставке представлены китайские народные картины из фондов галереи Ильи Глазунова.

В России деревянная гравюра появилась вместе с книгопечатанием в середине XVI века, но лишь в последнее десятилетие XVII века в это направление врывается мощный поток народного творчества. Возникает русский лубок, ставший национальным достоянием. Своё название лубок получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII веке луб заменили медные доски, а в XIX – литографские камни, однако название «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда. Лубочные картинки отражают мировоззрение и вкусы простолюдинов, став своеобразной трибуной для «гласа народа». Печатные листы начали активно распространяться в Петровские времена: они стали защитой русского народной идентичности от заграничных новшеств, привнесённых Петром I. Значимый просветительский смысл имело это искусство, приобщая малообразованных людей к чтению и просвещению. В конце XIX – начале ХХ века И.Д. Сытин продолжил традиции печатной графики, вывел типографское дело на новый уровень развития. На выставке представлены календари, рождественские открытки и другая печатная продукция из фондов «ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского».

Рождественские выставки стали доброй традицией в нашем музее. В этом году экспозиция расскажет зрителям о диалоге культур России и Китая. Эта выставка даёт возможность самостоятельно анализировать сходства и различия в фольклорном искусстве двух держав и увидеть преемственность и уникальный путь развития народной графики. Особое праздничное настроение создаёт рождественская инсталляция, представленная на выставке. Рождественский вертеп, созданный В. Кузнецовой, П. Фадеевым, Т. Датюк, Н. Овсиенко, подарит зрителям праздничный настрой и погрузит в атмосферу рождественского чуда.