Отдел «Музей русского лубка и наивного искусства» ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» представляет персональную выставку ставропольского художника Александра Носова.
Живопись Носова подобна раскалённой магме, которая, вырываясь из недр земли, застывает в причудливых формах. Подчиняясь движению пронзительного ультрамарина и солнечно-жёлтого колера, возникает картина – сам художник подчас не знает, какая она будет. В таком подходе можно усмотреть нечто от «автоматического письма» сюрреалистов, являющего миру образы бессознательного. Возможно, это и так, но анализ будет не полон, если мы не вернёмся на бренную землю и не посвятим пару строк биографии художника.
Александр Носов родился в 1949 году в Изобильном, которое было в ту пору небольшим селом. Окончил школу, решил идти по стопам отца-железнодорожника и поступил в Кропоткинское железнодорожное училище, работал электриком, главным энергетиком, сейчас на пенсии.
Страсть к искусству была у Носова с детства, но обучение живописи ограничилось школьным кружком и советами живописцев-любителей, что не помешало, а может быть, и помогло раскрыться таланту. Интересно, что Носов долгое время ориентировался на реалистические образцы, но произошло нечто, о чём он не решается рассказывать, и мир узнал совсем другого художника – визионера, вдохновенного, страстного певца льда и пламени. В этом качестве он принял участие в Московском международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив», Международной выставке наивного искусства «Insita», проектах Ставропольского музея изобразительных искусств.
Носов посвящает художеству всё свободное время. Раньше рисовать удавалось только ночами после работы и зимой, когда заканчивались дела в огороде. После выхода на пенсию стало проще, а любовь к рисованию зимой осталась.
Кандидат философских наук, исследовательница наивного искусства Александра Володина верно подмечает, что художественный почерк Носова удивительно прост и построен на контрастном сочетании двух цветов. Подобная простота характерна для художников-наивов. Чаще всего это один-два приёма, но найдены они безошибочно точно и составляют гармоничное смысловое и эмоциональное единство с сюжетом картины, с биографией и характером художника. Это единое художественное поле позволяет нам говорить о специфической картине мира, которая отличает каждого талантливого художника-наива.
Другими словами, в этой простоте, исходящей то ли от «автоматизма», упомянутого выше, то ли от текучего естества самой краски, то ли от темперамента художника, кроются магнетические свойства живописи Александра Носова.