Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И зная всё, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.
Николай Заболотский
«Конь-огонь» – всероссийская выставка, на которой собраны лучшие работы со всей страны, объединённые темой коней.
С древнейших времён образ лошади присутствует в искусстве. Его можно встретить в пещерах эпохи палеолита, в шумерской и древнеегипетской культурах, в античной цивилизации, в искусстве Средних веков и Новейшего времени. Пожалуй, нет исторической эпохи, которая не знала бы конной темы. И на нынешней выставке она раскрылась во всей красе в разных видах и жанрах: в живописи, графике, в скульптуре и даже в декоративно-прикладном искусстве. Здесь можно встреть портреты лихих, горделивых жеребцов, трогательные сценки общения мамы-лошади со своим жеребёнком и произведения, посвященные коням-труженикам, испокон веков помогающим людям пахать землю, перевозить грузы и совершать длительные путешествия. Встречаются и нетрадиционные прочтения темы. Например, Тамара Киселёва, словно вторя теме выставки, представляет коня в качестве пожарного, спасающего лесных жителей от огня. Ираида Зиновьева и Анна Трубе обращаются к христианским мотивам и изображают великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей, и вознесение Ильи Пророка на огненной колеснице. Виктор Наймушин идёт дальше и объединяет образ из античной мифологии, крылатого Пегаса, с народным праздником Яблочным Спасом (в этот день в церквях освящают фрукты нового урожая). Это неожиданное соединение рождает потрясающий по силе и чистоте символ радости и торжества.
Отметим работы Юрия Тюпина, человека, родившегося в деревне и не понаслышке знающего, что такое крестьянский труд. На его картинах лошади – неотъемлемые участники сельской жизни, без помощи которых эта и так непростая жизнь была бы непосильной.
Конный сюжет так или иначе встречается у разных авторов, но есть в экспозиции художник, в творчестве которого он является центральным, – это Михаил Королёв. С детства любил Королёв лошадей, работал конюхом. В 1945 году попал в Ленинград, увидел конные скульптуры Петра Клодта на Аничковом мосту и испытал сильнейшее потрясение. Сам он рассказывал об этом так: «Шёл по городу, вышел на Аничков мост, и – обомлел! Какие кони-то! Счас прибежал, такого, мокроватого хлеба намял – голову лошади вылепил – получилось! С тех пор это у меня, коней делать». Вернувшись в родной Ростов, стал вырезать из дерева лошадок и конных всадников. Возил свои скульптуры на базар. Часть – на продажу, а часть только – «на посмотрение».
Такая богатая и разнообразная экспозиция у нас получилась. Здесь есть монументальные полотна и камерные образы, сентиментальные и патетические сценки, тонкая нюансная живопись и яркие локальные цвета. Наивы соседствуют с примитивистами (последние идут по пути упрощения форм не из-за отсутствия художественных навыков, а сознательно работают с нарочито простыми формами). И всё это многообразие сосредоточено вокруг одной темы – лошади!
В экспозиции представлены работы победителей конкурса «Конь-огонь» Дмитрия Широкова, Юрия Тюпина, Владимира Зороастрова, Веры Зороастровой, Ираиды Зиновьевой, Тамары Киселёвой, Анны Трубе, Виктора Наймушина, Анатолия Соловьёва, Светланы Серебряковой, Алёны Юдиной, Галины Шулиной, Галины Давыдовой, Екатерины Бакарченко, Александра Аликова, Светланы Немонтовой, Елены Лебедевой, Марии Хайкиной, Евгении Ведышевой, Любови Гуляевой, Аллы Прохожевой, Раисы Лариной, Владимира Аносова и произведения из фондов музея Михаила Королёва, Людмилы Усатовой, Алевтины Пыжовой, Анастасии Дербенёвой, Василия Шевченко, Роберта Папикьяна.