9 сентября - 28 декабря 2022 г.

Персональная выставка Александра Флоренского

Художник – это коллекционер, который создает собственную

 коллекцию из копий картин, которые нравятся ему у других.

Пабло Пикассо

Еще в конце 70-х годов я начинаю серьезно изучать наследие художников московской группы «Маковец», в частности, работы художника Сергея Михайловича Романовича. Его свободные копии с картин старых мастеров дают мне импульс к тому, к чему я давно и сам имел склонность, а именно рисовать только то, что вижу – смело уравняв в правах репродукцию с натурой.

Как ехидничал мой учитель Михаил Иванов в те годы, «можно смело издавать всемирную историю искусства с иллюстрациями Флоренского» – и это была чистая правда (Джотто, Курбэ, Тинторетто, Веронезе, Тернер, Констэбл, Неер, Гойя, Рембрандт, Тициан, Делакруа, Рубенс).

Тогда я русской живописью, особенно передвижниками, мало интересовался. А в 1990-х годах появилась идея попробовать переписать некоторые русские картины, особенно те, где сюжет хороший, а живопись – не очень. Так я нарисовал большую серию картин «Русский альбом».

Затем я почему-то перестал рисовать «копии» вплоть до 2009 года, что сейчас, задним числом, мне представляется необъяснимым – ведь рисовать все эти картины было таким редкостным удовольствием.

И вот в 2009 году я, после длительного перерыва, начал работу над серией «ЛЮБИМЫЕ КАРТИНЫ», объединяющей и западную и русскую живопись. Здесь на самом деле нарисованы мои любимые картины, без всякой иронии и «улучшения», что порой имело место, когда я рисовал мои версии картин передвижников.

Серия «ЛЮБИМЫЕ КАРТИНЫ» еще далеко не закончена, периодически к ней добавляется картина-другая.

Интересно, что за всю жизнь я ни разу не нарисовал ни одной копии как положено – тонкой кисточкой, в музее, стоя рядом с оригиналом (надо бы попробовать).

PS

В России существовал замечательный жанр, своеобразный «народный промысел», зародившийся еще до революции, достигший наивысшего расцвета в 50-х, а затем и заката к началу 60-х годов XX века. Речь идёт о примитивистских или дилетантских копиях с известных произведений русской передвижнической живописи, как правило, выполненных в технике масляной живописи по холсту, клеенке или картону. Наиболее часто встречающиеся сюжеты (на основе собственных наблюдений): Айвазовский «Девятый вал»; Брюллов «Итальянский полдень»; Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря»; Крамской «Лунная ночь», «Неизвестная»; Маковский «Дети, бегущие от грозы»; Перов «Охотники на привале»; Шишкин «Рожь».

Мне кажется, что моя работа в жанре «копий» и вышеописанная традиция в чем-то соприкасаются.

Александр Флоренский.