«Цветовая палитра картин Нины Габриэлян немного напоминает армянские ковры – не те, яркие и броские, а несколько приглушенные в плане колористики узоры, но богатые разнообразными красками. Обычно это либо натюрморты, либо пейзажи, либо удивительные фигуры с широко раскрытыми говорящими глазами. Эти фигуры, да и натюрморты, вопреки традиционному пониманию последних как «мертвой натуры», обязательно живые, пытающиеся донести до созерцателя мысль, вложенную в них художником».
Рубен Гюльмисарян
«Поющая палитра» – это уже вторая персональная выставка Нины Габриэлян в отделе «Музей русского лубка и наивного искусства» ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова». На ней представлено 30 живописных работ последних лет. Первая выставка – «Цветение» – состоялась в 2015 году.
Пронзительно точные слова, важные для понимания творчества художницы написала Ольга Богачова: «Нина Габриэлян – чудесный армянский цветок, странным образом, выросший на московской земле. В живописи художницы силён голос её рода, слышны голоса предков, запахи и колорит Армении. Что бы ни писала Нина – это стихии Огня и Земли. Поверхность картин шевелится, идут на наших глазах тектонические движения цветного слоя, планы меняются местами, цвет рождается, ведёт за собой. Здесь нет привычной для нас перспективы. Но это не значит, что нет входа в её мир.
Картины Нины – это музыка цвета в движении. В этой цветовой магме рождаются образы. И кажется, что мы присутствуем при появлении этих образов, фигур.
Живопись Нины Габриэлян впитала в себя восточную изобразительную традицию, восходящую к средневековой армянской миниатюре, и западно-европейскую культуру постимпрессионистов».
Нина Габриэлян не только художница. Она поэтесса, прозаик, переводчица, культуролог.
Нина Михайловна родилась в 1953 году в Москве в интеллигентной семье. Отец – преподаватель военной академии, мать – врач. В 1976 она окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (факультет французского языка).
Она переводчик классической и современной поэзии: армянской, курдской, индийской, казахской, малайской, французской, африканской. Эти переводы опубликованы более чем в 30-ти сборниках стихов. Особенно много она переводит армянскую поэзию: Костандина Ерзнкаци, Ваана Терьяна, Егише Чаренца, Ованеса Шираза, Ваагна Давтяна, Амо Сагияна, Вардкеса Бабаяна, Аршалуйс Маргарян, Сурена Давтяна и др.
Нина Габриэлян занимается укреплением и популяризацией армяно-русских культурных связей в разных сферах культуры и искусства.
Она автор сборников стихов «Тростниковая дудка», «Зерно граната», «Поющее дерево», сборника прозы «Хозяин травы». Её стихи переводились на армянский, английский, французский, малайский, индонезийский, греческий, болгарский, грузинский, сербский и польский языки, проза – на английский, французский, шведский, итальянский и арабский языки.
В творчестве Нины Габриэлян сначала было слово – стихи, «много цвета в стихах». Этот цвет привёл её к живописи. Лучше других она сама рассказывает об этом: «Ещё в 1976 году меня познакомили с выдающимся художником, армянином по происхождению, Борисом Сергеевичем Отаровым. Это очень мощный художник, его хорошо знают за рубежом, его работы находятся в швейцарской галерее Нади Брыкиной, крупнейшей галерее русского искусства в Европе, в Русском музее выставлялись его картины. Мне его живопись очень близка. Послушав мои стихи, он сказал: «Вам надо заниматься живописью, у Вас же очень много цвета в стихах». Но я несколько испугалась. Он сказал: «Давайте я буду с Вами заниматься». Но я отказывалась, потому что боялась, что вдруг живопись будет плохая, а стихи вообще перестанут писаться. Мы дружили с ним 15 лет, вплоть до его ухода из жизни в 1991 году. У меня есть статьи о нём, есть посвящённые ему стихи. Но я отказывалась брать кисть в руки. И вот после его ухода – хотите верьте, хотите нет – произошло нечто странное. Он стал время от времени мне сниться. И во сне на меня очень сердито смотрел. Я не могла понять, почему он на меня сердится, вроде как ничего дурного я ему не делала. И где-то в середине 90-х, когда жизнь была очень непростая, меня вдруг потянуло к живописи. Сначала я начала делать какие-то каляки-маляки шариковой ручкой, потом перешла к гуашам. И, узнав об этом, ко мне в гости приехала смотреть работы вдова Отарова Лидия Алексеевна и привезла мне в подарок его краски. И так я перешла к масляным краскам – и до сих пор не могу остановиться. С тех пор уже много выставок было, работы мои в частных коллекциях, в разных странах… Кстати, с тех пор как я начала писать, Борис Сергеевич мне сниться перестал. Но я не забываю его, в своё время я была одним из организаторов Отаровских чтений, посвящённых его памяти».
Нина Габриэлян является членом Международного художественного фонда, и участницей множества коллективных и персональных выставок.