1.07-29.09.2022

Московские картинки Сергея Трубникова

Этим летом аллеи парка МВЦ «Дача» украсит персональная выставка московского художника Сергея Владимировича Трубникова. Имя этого художника хорошо знакомо как специалистам, так и любителям русского лубка. Однако сам художник именует свои листы «московскими народными картинками», избегая растиражированного слова «лубок».

Лубочные картинки – это древний вид русского народного искусства, графические изображения, созданные в технике эстампа. В России деревянная гравюра появилась вместе с книгопечатанием в середине XVI века, но лишь в последнее десятилетие XVII века в это направление врывается мощный поток народного творчества. Возникает русский лубок, ставший национальным достоянием. Свое название техника получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII веке луб заменили медные доски, а в XIX – литографские камни, однако название «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда. Искрометный юмор – отличительная черта русской народной графики, поэтому зачастую их называли потешными. Лубочные листы отражали мировоззрение и вкусы простолюдинов, став своеобразной трибуной для «гласа народа».

Работы Сергея Трубникова продолжают традиции народной графики, переосмысляя классические сюжеты, художник приближает их к нашей действительности. Сохраняя основные законы жанра –  юмор, остроту, актуальность и узнаваемость, – автор создает свой уникальный стиль. Его произведения можно назвать современными притчами, в которых заключен короткий,  но емкий и характерный рассказ о близких и далеких нам событиях российской истории и быстротечной человеческой жизни. А форма лубка позволяет в иносказательном виде представить поучение или неявное назидание. По мнению известного российского исследователя кандидата искусствоведения Ольги Дмитриевны Балдиной, посвятившей изучению лубочной картинки не один десяток лет, в его «забавных» и «исторических» листах развиты «лучшие качества деревянного лубка, его стилевые и художественные особенности». Искусствовед подчеркивает, что «работы Сергея Трубникова не просто «ископаемая старина», не предмет для экспериментирования художником эпохи постмодернизма, не подражание народному стилю «в формате современности», а художественная и жизненная идея…» При этом новые технологии печати, позволяющие тиражировать рисованные тушью, пером и цветными чернилами листы, помогают автору в создании картинок, стилистически близких классическому деревянному лубку XVIII века.