06.06.-28.08.2022

Персональная выставка Анатолия Соловьёва, инженера, путешественника и знатока Москвы, приуроченная к 75-летнему юбилею, уже третья в его творческой карьере. Задумчивые, лиричные произведения художника вдохновлены воспоминаниями из детства, впечатлениями из заграничных поездок и повседневной жизнью родного города. Замечателен мягкий колорит картин Соловьёва, внимательная, «наивная» проработка деталей.

Анатолий Петрович родился в 1947 г. в Москве. Окончил ПТУ-17 и Всесоюзный заочный электромеханический техникум, работал слесарем по ремонту холодильного оборудования, затем инженером-электриком в проектных организациях. С 1995 г. работал в театре РАМТ в службе противопожарного наблюдения. Заниматься живописью Соловьёв начал с 1969 г., попробовав работать с акварелью в изостудии при МИСИ у педагога Б.Н. Саачакова, а затем окончил Заочный народный университет искусств, где занимался под руководством Б.С. Отарова и М.М. Левидовой, а также курсы иконописи и художественной росписи по дереву в Центре народных ремёсел ЗАО г. Москвы. Участник клубных и групповых выставок, Международных фестивалей наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив» 2007, 2010, 2013 и 2017 гг.

Увлечение фотографией и путешествиями, безусловно, оказало огромное влияние на художественный почерк Соловьёва – мы видим его внимательность к деталям, многократные уточнения и дорисовки, любовь к созданию набросков и эскизов. По беглым наброскам он создаёт живописные полотна – несколько небольших циклов, посвящённых Греции, Италии, Швейцарии. Тщательно выписанные пейзажи явно тяготеют к профессиональной, традиционной живописи, однако организация полотна картины говорит о другом – о трогательном желании наивного художника выразить атмосферу и эмоцию, выделяя каждый маленький объект на картине, каждую травинку и листок, и не желая «сгладить» детализацию и контрастность изображения в угоду законам перспективы и преломления свето-воздушной среды. Аккуратность мазка, глубоко продуманное изображение своего предмета (будь то реальные уголки Москвы, так хорошо знакомые Соловьёву-краеведу, или фантастические кентавр-рисовальщик и русалка) притягивают взгляд зрителя.

На выставке также представлены авторские комментарии Анатолия Соловьёва, которые помогают понять суть его замысла. В тоже время,  через внехудожественный контекст можно увидеть и понять творческий метод наива, его особый язык, который находясь в общем поле метаязыка искусства, своей парадоксальной логики, оказывается принципиально на него не переводимым и существует на правах диалекта. Если отталкиваться от тезиса, что художник – демиург, и каждой картиной он создает мир, в основе которого личная история-легенда, то комментарий может пролить свет на устройство этого мира.