Лубок появился в России в XVII веке, бытовал в среде простого народа и почти двести лет служил своеобразным зеркалом эпохи. Изначально лубочная графика была анонимной. Технически она представляла собой раскрашенный вручную оттиск на бумаге, полученный с помощью гравированной деревянной дощечки, а позже медных и каменных форм.
Печатные листы военной тематики – уникальные исторические документы, в них сохранилась память народа о подвигах и славе русских героев, многие лубки до сих пор служат источником знаний о ратной истории царской России. В советское время эта традиция была поддержана творческим объединением «Мастерская народной графики», и современные авторы продолжили прославлять знаковые фигуры русской истории. Композиция выставки сложилась из старинных лубочных изображений, реконструкций ранних лубков и современной графики. Ориентируясь на детскую аудиторию, мы систематизировали изображения, соблюдая хронологию событий, чтобы наглядно выразить смену эпох и ход истории. Создавая выставку «О доблестях и славе», мы использовали работы из фондов МРЛИНИ. Невзирая на богатство коллекции музея, к сожалению, не все герои и исторические события освещены в экспозиции.
Среди изображений, представленных на выставке, можно выделить несколько тематических групп:
Портретный лубок
Торжественные изображения «конников» приобрели популярность в конце XVII века, в Петровскую эпоху воины-всадники изображались повсюду: на многочисленных живописных полотнах, которые выставлялись на улицах в день триумфальных шествий, на гравюрах известных мастеров Шхонебека и Зубова. Также образ воина часто встречался в иконописи, народные мастера именно оттуда и переняли канон его изображения. Но исторические персонажи на лубках изображались в виде мифологических героев, такова была мода петровского времени.
В конце XIX века появились печатные листы с портретами генералов и членов императорской фамилии. Популяризация подобных изображений укрепляла патриотические настроения в народе, и во многих домах висели лубочные образы русских героев и правителей.
Батальные сцены
Первые изображения сражений появились еще в средневековых миниатюрах, например, «Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера» из рукописного свода XVII века. Позднее композиционные каноны батальных сцен перешли в лубочные картинки. В конце XVII века активно распространяются гравюры с изображением битв. Благодаря своей способности к тиражированию, технология эстампа пользовалась большим спросом и как нельзя лучше отвечала требованиям петровской политики. История России богата доблестными победами в битвах, и народная память о героях былых времен и современниках становилась источником для создания «лубочных картин». Изучая наследие народной графики, можно проследить всю историю России со времен Князя Игоря до революции 1917 года.
Сатирический лубок
Со времен Наполеоновских войн стала допустима ирония в героическом лубке. В нашем музее хранится один из злободневнейших графических памятников того времени – «Азбука для детей» Ивана Теребенева, которая, по задумке автора, должна показать ребенку картину минувшей войны. Изображения на карточках «Азбуки» рассказывали о мужестве и находчивости простых русских людей, разложении еще недавно победоносной французской армии, наглядно демонстрировали откровенную сатиру в отношении Наполеона Бонапарта. Позже эта традиция была поддержана художниками во времена Первой мировой войны, что интересно, именно этот жанр не утратил популярность с приходом советской власти. Всем известны сатирические песни и изображения времен гражданской войны. В современное время В.П. Пензин и художники его круга продолжили работать в этом стиле, их графические листы стали ядром экспозиции этого периода.