18.05 - 28.08.2022

В 2020 году ушел из жизни коллекционер, куратор, директор московской галереи наивного искусства «Дар» – Сергей Тарабаров. Этот человек, не щадя себя, популяризовал российское наивное искусство. Благодаря его стараниям мы знаем имена таких выдающихся наивов, как, например, Александр Суворов.

Музей русского лубка и наивного искусства в память о Сергее Тарабарове представляет выставку, на которой представлены живопись и скульптура из Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров» (собрание С.Д. Тарабарова и Е.Б. Черепниной), Музея русской народной живописи (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик), собрания Марии Деевой и Сергея Забарина.

Александр Васильевич Суворов (1913 – 1999) – один из тех художников, которых называют наивными, ибо только им свойственно передать застывший на холсте или  на куске оргалита волшебный миг гармонии человека и природы, миг покоя и радости. «Окнами в другой мир» называли работы Александра Суворова зрители. Действительно, словно прозрачная, но нерушимая преграда стоит между зрителем  и миром художника. Идеальным миром, где нет ни гроз, ни политики, где заяц всегда убегает от охотника, где рыболов всегда с рыбой, где в каждом доме покой и достаток, где по праздникам  гуляют по улице с песнями, а будничный труд не в тягость.

Александр Суворов родился в деревне Поярково Калязинского района Тверской области. Рано потерял мать, в школу ходил всего одну зиму. Подростком его отдали в ученики к деревенскому сапожнику. Мастером по этому делу не стал, однако ножом работать и материал чувствовать научился. Работал в колхозе, но каждую осень уезжал в город на заработки. В 1935-м ему предложили работу на Савеловской железной дороге. Так до самой пенсии Александр там и работал: сначала сцепщиком, потом стрелочником и кондуктором. Бывал в Москве. В ожидании обратного поезда часто бродил по городу, три раза заходил в Третьяковку, а в других музеях не бывал.

Сергей Тарабаров писал о Суворове: «Самая обычная жизнь. И место самое обычное: река с трех сторон, лес, олени с медведями, огород, сад, хлеб редко привозят, телевизор не работает, книжек нет и не предвидится, с утра до ночи в труде – ну откуда и каким образом накопилось столько душевного материала, что, выплеснувшись однажды красками, пошло и пошло по всему миру: к английскому послу и знаменитому художнику, к политическому деятелю и в банковский офис, в далекую Южную Корею и к сербскому главе международной корпорации, в музейные каталоги и на международные выставки… Вообще Александр Васильевич на длинные разговоры не мастер. Все, что знает он о жизни, рассказывает «картинками» и раскрашенными деревянными фигурками людей и зверей…»

Его картины реалистичны, насколько может быть реалистично наивное искусство. Он не писал с натуры, хотя все его пейзажи узнаваемы: это окрестности деревни Волнога, где жил художник. Проработав долгие годы на железной дороге, Суворов сохранил крестьянское мировосприятие. Для него центр вселенной – это большой дом в деревне, да хозяйство при нем, да кусок родной земли, да люди, которые пашут землю, пасут скот, заготавливают сено, охотятся, рыбачат, справляют праздники, радуются приезду сыновей и снох из окрестных городов, – живут неторопливо и на первый взгляд однообразно – без потрясений и драм.

Работы Александра Суворова находятся в коллекции Московского музея-заповедника «Царицыно», Кировского областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, Московского и Суздальского музеев наивного искусства, Музея органической культуры, Балашихинской картинной галереи и Музее русского лубка и наивного искусства.