София Остаповна Гоменюк-Мельник (1921 – 2001) – наивная художница, продолжательница традиции народной украинской росписи.
Работы Софии Остаповны хранятся в Уманском краеведческом музее, Национальном музее декоративного украинского искусства, частных коллекциях. Участвовала в выставках с 1967 года, была персональная экспозиция в Киеве в 1980 году. В 2000 году получила престижную украинскую премию Д. Щербаковского.
Рассказывает Борис Соколовский, исследователь этники, фольклора, народного искусства:
Всю свою жизнь София прожила в селе с колоритным названием Кузьмина Гребля, что в Центральной Украине, недалеко от Умани. Там она росла и уже с детства, как тогда было принято у девочек, училась расписывать хату. Искусство это еще в прошлом ХХ веке было распространено в ряде областей, где редко какая хата была не расписана – как снаружи, так и внутри. Способствовало такому оформлению крестьянских домов то обстоятельство, что покрыты они были штукатуркой, и образ белых украинских хат нам хорошо знаком еще по иллюстрациям художников к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
Цветы, виноград, ветки и травы – материал для своего искусства украинки брали из окружающей природы, краски тоже делали из глины, сажи, синьки. При этом в каждом селе были свои законодатели стиля, которые и задавали определенную гамму и характер росписи. Надо ли добавлять, что по специфике народной жизни все это искусство было чисто женское.
В такой плодотворной среде народного искусства и созревала художница, однако заложенной в ней творческой энергии в какой-то момент стало не хватать ежегодного подновления уже давно расписанной хаты, и здесь-то и начался путь Софии уже в качестве мастерицы станкового искусства, когда элементы народного декора, все эти барвинки, троянды, волошки стали элементами ее картин, где уже появлялись и люди, и пейзажи, и жанровые сцены, что вы и сами увидите в ее работах уже зрелого периода творчества.
С Софией меня познакомил в 90-х годах прошлого века украинский искусствовед, член СХ Украины, Нарцисс Кочережко. Мы подружились, а так как в те годы я увлекался украинской этникой, фольклором, по сути, был влюблен в красочное, сильное по своим проявлениям и живое тамошнее народное искусcтво, то много путешествовал по Украине, знакомясь с художниками и мастерами, и нередко заезжал в Кузьмину Греблю к художнице. В одну из таких встреч, уже хорошо зная художественные возможности Софии, я предложил ей, по собственному усмотрению, сформировать и выполнить ряд работ, объединенных темой «Календарные праздники года на Украине».
Работа эта была художницей сделана и во время нашей очередной встречи мне представлена. Это было сильное впечатление – традиционные праздничные вехи года украинского крестьянина предстали перед нами в компактном изложении на двенадцати, в соответствии с месяцами, картинах, исполненных гуашью на листах ватмана. Ценность этого исторического художественного свидетельства подкреплялась самим фактом происхождения народной художницы, сформировавшейся в гуще сельской жизни Центральной Украины. Ведь все эти праздники София не только видела, но и сама в них участвовала, причем сызмальства. Также о том, как праздновали в старину, ей рассказывали мама и бабушка, простые крестьянки.
Конечно, я не задумываясь приобрел работы и увез в Москву, собираясь организовать выставку. К сожалению, девяностые годы прошлого века были довольно непростым временем, многое менялось, и выставка неоднократно откладывалась по разным причинам, а потом и вовсе картины затерялись в водоворотах стремительных перемен. Но в прошлом, 2020 году, мне удалось наконец разыскать их и подготовить к экспозиции. Теперь уже и широкий зритель может ознакомиться с этими интереснейшими, на мой взгляд, свидетельствами яркости и неувядаемости одного из сильнейших проявлений народного духа – праздниками года.