Выставка «Лубочная Русь Ивана Билибина» объединила две музейные коллекции печатной графики с целью продемонстрировать, как традиционная народная картинка – лубок – повлияла на творческий путь гения русского модерна Ивана Билибина.
Билибин сформировался как художник на рубеже XIX – XX веков, когда во всём европоцентричном мире главенствовал последний «большой стиль» – модерн. В каждой стране этот стиль развивался согласно её национальным и культурным особенностям. В России, например, один из изводов модерна – «русский стиль» – опирался на тематику былин и сказок, крестьянского искусства и допетровской архитектуры.
Чувствительный к умонастроениям эпохи, Билибин на заре своей творческой карьеры проиллюстрировал серию книг русских народных сказок из собрания А.Н. Афанасьева (изданы в период 1901–1903 гг.). Именно сказки стали катализатором интереса к древнерусскому искусству, который художник пронес через всю свою жизнь. В 1902–1904 гг. он совершил ряд поездок по Русскому Северу, итогом которых стали акварели с видами старинной деревянной архитектуры и зарисовки крестьян в национальной одежде. В этом путешествии художник, вдохновленный первозданной красотой народного творчества, поставил себе задачу во чтобы то ни стало донести эту красоту до зрителя через свои произведения. Так со страниц книг («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, былины «Вольга» и др.) Древняя Русь Билибина перенеслась на подмостки оперных театров («Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила» и др.), где художник был оформителем. «Русская тема» сопровождала его и в эмиграции и осталась актуальной по возвращении в Россию.
И конечно же, Древняя Русь Билибина немыслима без лубочной картинки. «Облагороженный лубок» – так называют исследователи его графику 1900–1910-х годов. Действительно, в этот период художник ориентировался на каноны и традиции народной картинки, но не копировал ее, а интерпретировал в соответствии со вкусами своей эпохи и авторской индивидуальностью. Другими словами, в «билибинском лубке» грубый штрих народной графики уступил место гибкой линии модерна, придавая старинным образам (райской птицы Сирина, Бовы Королевича и др.) совершенно иное звучание.
Иван Билибин обладал великим даром: разнородные влияния – от русского лубка XVII–XVIII вв. до кружевных рисунков Бердслея – ему удается слить в органичный сплав и создать на его основе свой уникальный стиль, который так и назвали – «билибинский». Изящная, виртуозная, тончайше стилизованная манера автора идеально сочеталась с графическим оформлением печатной продукции, неслучайно живописец Николай Радлов называл его «первый профессионал книги». Издания, оформленные им, стали знаковыми: еще при жизни автора Русский музей приобрел оригиналы графического цикла к русским народным сказкам. Художник совмещал масштабную издательскую работу с частными заказами: рисовал открытки и афиши, рекламные плакаты для акционерных обществ, разрабатывал новые шрифты, оформлял обложки книг и журналов.
Произведения Билибина остаются актуальными по сей день.
На выставке представлены коллекции Ивангородского музея и Музея русского лубка и наивного искусства.