Русская культура неотъемлемо связана с православными традициями. С момента принятия христианства славянские обычаи причудливо смешивались с византийскими канонами. Процесс этот был долгим и тернистым, так, например, в 13 веке возникло понятие «двоеверие», которое жестоко каралось. В житии Авраамия Смоленского (1172 — 1221) значится, что этот подвижник читал и переписывал многие апокрифические книги, запрещенные в то время. Причина гонений состояла в том, что священное писание в этих изданиях искажалось и обретало фольклорный оттенок. Говоря о духовных стихах XII — XIII века нельзя не упомянуть о знаменитой «Голубиной книге». Стих занимает пограничное положение между устной и письменной словесностью. Он содержит сложное переплетение разнородных по происхождению элементов, которые рождают суть народного понимания веры и христианства:
…Возговорил премудрый царь,
Премудрый царь Давыд Евсеевич:
«Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это Кривда с Правдой соходилися,
Промежду собой бились-дрались,
Кривда Правду одолеть хочет.
Правда Кривду переспорила.
Правда пошла на небеса
К самому Христу, Царю Небесному;
А Кривда пошла у нас вся по всей земле,
По всей земле по свет-русской,
По всему народу христианскому.
От Кривды земля восколебалася,
От того народ весь возмущается;
От Кривды стал народ неправильный,
Неправильный стал, злопамятный:
Они друг друга обмануть хотят,
Друг друга поесть хотят.
Кто не будет Кривдой жить,
Тот причаянный ко Господу.
В этом духовном стихе таятся знания о самой сути вещей и явлений, сложнейшие духовные ценности сформулированы удивительно просто и доступно, что ничуть не умаляет их значимости. Ещё удивляет, с какой нежностью русское предание преображает далекие библейские понятия, делая персонажей родными, так, например, царь Давид именуется Давыдом Евсеевичем, а река, в которой крестился Христос, — Ердань-рекой, что всем рекам мать.
Это простонародное понимание религии и искренняя вера роднит текст «Голубиной книги» с религиозным лубком. Дешевые печатные изображения святых заменяли многим нашим предкам иконы. Создавали их мастера из народа, не знающие в совершенстве иконописных канонов, не обладающие обширными богословскими знаниями, но истово верующие и вложившие в эти изображения неподдельную любовь. Если приглядеться к старинным листам с ликами святых, можно увидеть свечную копоть и потертости от прикосновений губ молящихся на них.
Многие из лубков, представленных на выставке «Жить — Богу служить», являются драгоценными жемчужинами коллекции МРЛИНИ. Графические листы конца XVIII — начала XIX века представляют несомненную значимость для русской культуры. Сохранность экспонатов заставляет нас задуматься о том, что это ускользающее наследие наших предков. Ведь для создания лубочных картинок использовали бумагу низкого качества, которую сложно сберечь на протяжении столетий. С каждым годом экспонирование данных предметов становится все более проблематичным, и выставка «Жить — Богу служить» — уникальный шанс увидеть старинные печатные листы в оригинале.