10.11.2021 - 09.01.2022

Выставка наивного искусства Владимира Аносова

Аносов Владимир Георгиевич родился в 1953 году в посёлке Алтай Ребрихинского района Алтайского края. Отца никогда не видел, матери не стало, когда ему было 7 лет.  Мальчика воспитывали дедушка с бабушкой. Учился в начальной школе, затем в средней, потом в интернате. В 16 лет пошел работать. После службы в армии два года отучился в ГПТУ №1 в Барнауле на машиниста экскаватора. Сменил множество профессий и занятий: помощник телефониста, подсобный рабочий, плотник, молотобоец в кузнице, грузчик, помощник машиниста экскаватора, заливщик чугуна, формовщик, обрубщик, распределитель работ, водитель и перегонщик троллейбусов, охранник. Много ездил по стране в командировки. В 1977 году приехал в Москву. По «лимиту» работал в Филёвском автобусно-троллейбусном парке и жил в общежитии.

В 1997 году Аносов с отличием окончил Заочный народный университет искусств, факультет станковой живописи и графики. Учился у художника-педагога Н.М. Ротанова. Член московского объединения художников «Сверчок» при Государственном Российском Доме народного творчества, член Международного художественного фонда, Профессионального Союза художников России.

Первая персональная выставка состоялась в 2003 году в Народной галерее при Государственном Российском Доме народного творчества. Затем были персональные выставки «Русская дорога» (2007, Музей наивного искусства), «Контрасты и созвучия» (2013, Музей русского лубка и наивного искусства); «Владимир Аносов. Живопись» (2019, Галерея «АртНаив»). Постоянный участник Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров – «Фестнаив–2004», «Фестнаив–2007», «Фестнаив–2010», «Фестнаив–2013», «Фестнаив–2017» (Музей русского лубка и наивного искусства) и проекта «Москва наивная» (2017, Музей русского лубка и наивного искусства), участник Первой балашихинской музейной биеннале наивного искусства (2018, Балашиха, Картинная галерея) и других выставочных проектов.

Работы хранятся в Государственном российском Доме народного творчества, в Музее русского лубка и наивного искусства, в МКЦ «Интеграция» имени Н.А. Островского, в Музее органической культуры (Коломна), в Балашихинской картинной галерее, в Общественном фонде наивного искусства «Остров Тарабаров», в Галерее «АртНаив», в частных коллекциях в России и за рубежом.

Из рассказа Владимира Георгиевича Аносова:

«Рисовал и в детстве, но больше лепил из пластилина солдат, пушки, танки, устраивал целые сражения. Когда стал работать – годами, каждый месяц, рисовал стенгазеты. Сочинял стихи, печатался в газете «За отличный рейс», пишу стихи и сейчас, но очень редко. Лет в 35 стал пробовать делать копии с картин известных художников Нисского, Юона, Гончаровой, Дейнеки и др. Люблю древние иконы, мозаики. В последнее время «влюбился» в декоративно-прикладное искусство, в народное творчество – дымку, городец, каргопольскую игрушку, хохлому. Из художников очень нравятся М. Рогинский, Н. Пиросмани, Т. Маврина, М. Врубель. Иногда веду дневник, жалко, что очень быстро летит время».

На персональной выставке Владимира Аносова «К причалу детства» можно увидеть картины-истории, повествующие о далёком детстве, о родных краях, необычные жанровые сцены, в центре которых художник размещает корабль, пароход, военную технику, городской транспорт, и картины с народными глиняными игрушками в пространстве декоративных цветов.

Эти работы отличает лаконичность, присущая примитиву. По изобразительности они напоминают яркий детский плоскостной рисунок, где все персонажи отделены друг от друга. Поверхность картины может быть заполнена пояснительными надписями. Они встроены в композицию, переплетаются с сюжетом, раскрывают содержание, объясняют зрительный образ сквозь призму слова. Изображение – линия, рисунок, авторская монограмма –  вступают в активное взаимодействие с текстом, цвет усиливает смысловую нагрузку. Фон, на котором разворачивается сюжет, часто выполнен как коллаж.

Искусствовед И.П. Вовк отмечает: «…Стиль его родился из наивного сознания, поверившего и полюбившего авангард, и книжной графики 60-х годов. Аносовский авангард без вечной циничности и рассудительности, а детско-книжная графика стала взрослой… Это русский человек, это удивительный человек. В него влюбляешься постепенно. А он удивляет совпадающей точностью ощущений НАШИХ 60-70-х годов. Это так удивительно, как внезапно: всплывающий через десятилетия вкус какой-то ряженки или конфеты. Он есть тропа в мою юность, в моё детство».

Этим ощущением пропитан и представленный на выставке цикл картин по мотивам стихотворений Олега Григорьева (1943-1992), питерского художника и поэта андеграунда. «Чудаки» на картинах Владимира Аносова совпадают с фольклорностью стихов Олега Григорьева.

Оригинальное соединение рисунка Аносова и слов Григорьева демонстрирует внешнюю лёгкость, весёлость, остроумие, возрождает традицию лубка и примитива.