Музей русского лубка и наивного искусства представляет выставку «Чудища заморские», где собраны образы диковинных зверей, воплощенные российскими и зарубежными художниками-наивами.
Интерес художников к животной тематике имеет глубочайшие истоки. Первые изображения, созданные человеком ещё в эпоху палеолита, были анималистическими, и позднее образы животных сохраняли свою значимость в искусстве древних цивилизаций. Разные звери, наделенные божественными свойствами, встречаются в культуре Египта, Вавилона, Китая, Греции, Индии, Византии. В средние века появились красочные манускрипты, описывающие реальных и фантастических зверей. «Животный мир» средневековья был полон чудес и чудовищ, а животные на страницах бестиариев мало чем походили на реальных обитателей дальних стран. Эта условность и знаковость изображений во многом роднит их с произведениями наивных художников.
В экспозиции можно найти сороку кисти великой украинской художницы Марии Примаченко (1908 – 1997) и работы её юных учениц Кати Ющенко и М. Червяковой, редкую для российских собраний сюрреалистическую скульптуру англичанки Леоноры Каррингтон (1917 – 2011) и вдохновленный русскими сказками графический цикл родственника Алексей Саврасова – мастера серебряного века Бориса Павлова (1888 – 1964). Здесь же и деревянные животные умельца Василия Дмитриева (1929 – 1996), и стражи иного мира, запечатленные протоиереем Валентином Юшкевичем (1936 – 1996), и живописные обитатели подводного царства Элеоноры Бобровой (1946 г.р.).
Рожденный могучим воображением наивов бестиарий продолжает пополняться по сей день. Черпая вдохновение одновременно в реальности и в мире подсознания, художники населяют повседневность фантастическими тварями, без которых та была бы сера и скучна.