Нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа, размноженные в сотнях экземпляров, пользовались любовью во многих странах Европы и Азии. Место и время их рождения теряется где-то в глубине столетий. На дальнем Востоке они возникли в VIII веке, а в Европе – в начале XV века. Первые известные нам отечественные лубочные картинки появились в начале XVII столетия на Украине. До Москвы лубок добрался позже. К концу XVII века в столице насчитывалось значительное число рисовальщиков и граверов, промышлявших созданием занимательных народных картинок.
В силу специфики общественных и экономических условий жизни Российского государства (не следует забывать, что крепостное право отменили только в 1861 году) народная картинка продолжала существовать в России значительно дольше, чем в прочих европейских странах. И, не имея себе равных по многочисленности и разносторонности, она представляет огромную ценность для нашей культуры. Эти печатные листы предстают свидетельствами жизни и быта народа на протяжении многих столетий, служат своего рода зеркалом русской души.
Искрометный юмор – отличительная черта русских лубочных картинок, поэтому их и называли потешными. Наследие сатирических изображений во всем их жанровом многообразии богато представлено в фондах МРЛИНИ. Экспозиция выставки знакомит зрителя с остроумными, карикатурными, потешными лубками и небылицами.
Условно экспозиция поделена на пять жанрово-тематических групп, объединяющих схожие изображения.
Сатира
Лубочные картинки начали активно распространяться в Петровские времена: они стали защитой русского народного мировоззрения от заграничных новшеств, привнесенных Петром I. Так, на одной из картинок изображён сидящий кот с аккуратно подстриженными усами. Сверху в рамке надпись, пародирующая государев титул: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…» А если еще припомнить, что противники царя имели обыкновение издеваться над его «кошачьими» усами, то становится понятно, против кого направлена сатира. К лубку с изображением кота примыкает картинка «Яга-Баба едет с крокодилом драться». «Крокодилом» раскольники называли Петра I. Баба-Яга в национальном эстонском костюме изображена верхом на свинье. И этот намек был понятен зрителю: вторая жена Петра была уроженкой Эстонии. Даже после смерти Петра Алексеевича противники его не успокоились. Они выпустили большую сатирическую картинку «Как мыши кота хоронили», этот сюжет быстро привлёк всеобщее внимание и пользовался огромной популярностью: не случайно на протяжении одного столетия он выдержал шесть повторений.
Многие исторические события и политические фигуры вдохновляли создателей сатирических изображений. В этой рубрике мы обратимся к наиболее ярким из них.
Ярмарка
В основу этой рубрики легла серия «шутовских» картинок, появившихся в России во времена царствования Елизаветы Петровны. Родоначальниками этой серии являются лубки «Пляска под волынку» и «Шут Фарнос на свинье». Постепенно семейство лубочных дураков и скоморохов разрасталось, появлялись всё новые герои и забавные сюжеты. К этой серии развлекательных картинок относятся лубки с изображением народных празднеств и гуляний. И первым среди них стоит отметить лист «Медведь с козою прохлаждаются». «Пляска» медведя и козы под примитивную музыку поводырей была излюбленным зрелищем вплоть до начала XX века. Очень популярен был кулачный бой: один на один или «стенка на стенку». Все эти ярморочные развлечения нашли своё отражение в лубочных листах.
Басни и притчи
В русской лубочной традиции существовали картины познавательно-назидательного характера. Значимый просветительский смысл имело это искусство, приобщая малообразованных людей к чтению. Это была пора, когда лучшие русские литераторы вели упорную борьбу за сближение литературного языка с разговорной речью. Стоит отметить, что творчество известных баснописцев А.П. Сумарокова и И.А. Крылова было неоднократно проиллюстрировано в лубочных картинках. Образный, метафорический язык басен и притч как нельзя лучше сочетался с глубиной и простотой народной графики. Листы с изображениями «Трудолюбивого медведя», «Лебедя, рака и щуки» прекрасно дополнили экспозицию нашей выставки.
Дела житейские
Наследие лубочного искусства бесценно, так как знакомит нас с культурой, традициями и бытоустройством наших предков. Курьёзные наблюдения из жизни вдохновляли художников во все времена: так, в экспозиции выставки вы можете встретить изображения петровской эпохи, картинки времен правления Екатерины II и более поздние литографии XIX века. Стоит отметить, что лубочные картинки, предназначенные для простого люда, реагировали на малейшие изменения дворянской моды. Так появились листы «Реестр о цветах» и «Реестр о мушках», посвящающие зрителя в тонкости «искусства любовного разговора». Естественно, что подобные картинки вряд ли представляли интерес для массы крестьянского населения, но пользовались большим успехом у купцов, приказчиков, мещан. Вообще, почти все сатирические и познавательные печатные картинки посвящены жизни и быту городского населения.
Шутки XX века
Наш фонд является наследником коллекции «Музея народной графики», организованного В.П. Пензиным. Стоит отметить, что он создал сообщество граверов, продолжающих традиции лубочного искусства. Эти мастера реконструировали старинные лубки и создавали новые работы, рассказывая ироничным и узнаваемым лубочным стилем о современности. Забавные частушки советской эпохи, лаконичные пословицы и поговорки послужили источником вдохновения для многих авторов. Яркие и красочные работы современных графиков стали достойным украшением выставки «Потешные картинки».