12.05. - 30.05.2021

Дербенева Анастасия Николаевна (1929 -2005) родилась в деревне Филимоново Тульской губернии в семье потомственных игрушечников. Первые навыки живописи получила от бабушки – вместе с ней раскрашивала пасхальные яйца, а потом расписывала знаменитые филимоновские глиняные игрушки.

Анастасия Дербенева как художник «началась» с того дня, когда писанные маслом «картонки» увидел коллекционер Владимир Мороз. В 1998 году Владимир Алексеевич как издатель 14 выпусков сборника «Толстовский листок. Запрещенный Толстой» был приглашен в Ясную поляну на юбилейные чтения, посвященные 170-летию со дня рождения великого писателя. Недалеко от входа в яснополянскую усадьбу коллекционер заметил разложенные прямо на траве маленькие картины. Написанные легкими импрессионистическими мазками, они притягивали взгляд. Абстрактные цветовые пятна складывались в березовые стволы, покрытые цветами. Рядом стояла, застенчиво улыбаясь, маленькая немолодая женщина. «Продаете?» – спросил Мороз, склоняясь над необычной «экспозицией». «Рубль за штуку», — тихо ответила хозяйка.  Она жила в Щекино – захолустном  городке недалеко от Ясной Поляны.  Ее адрес запомнился сразу: «Рабочий тупик 8». Название как нельзя лучше соответствовало месту. Месиво грязи вместо улицы, покосившиеся заборы, облупившиеся домики. Анастасия Николаевна жила с мужем – художником-самоучкой, пристрастившимся к копированию картин на зоне, куда он попал малолеткой, и старшим сыном инженером, оставшимся в связи с перестройкой без работы. Семья существовала на деньги с продажи копий художников «Родной речи» на местном рынке. Остатки масляной краски из тюбиков и картонки, нарезанные из ящиков, валявшихся возле продовольственной лавки, были рабочим материалом начинающей художницы. Что заставило ее взять кисть в руки? Желание поддержать семейный бюджет или сгустившаяся бытовая тоска, несовместимая с природной радостью, переполнявшей душу?

Муж попросту не замечал «мазню» жены, молчун сын – тем более. Каково же было их удивление, когда после ее первой попытки продать свои работы на пороге дома появился человек с холстами, набором кистей и масляных красок. Скупив все «картонки», Мороз отправился в Тулу и привез Анастасии Николаевне самое необходимое со словами: «Я заказываю вам картины. Рисуйте так, как вы рисовали на картонках. Что хотите». С этого дня мы два раза в год приезжали в Щекино. Грязь в Рабочем тупике не высыхала даже летом, но в домике нас ждали цветущие березы и счастливые глаза художника: «Я вас так ждала, так ждала… Я давно все нарисовала и даже на обороте….»

В 2003 году случилась беда. Зимой пропал младший сын Анастасии Николаевны. Он шел к родителям и не дошел. А весной его нашли неподалеку в канаве с проломленной головой. Горе свое Анастасия Николаевна пыталась скрывать. Писала в Москву: «…забываюсь ненадолго, только  рисуя… Приезжайте скорей, а лучше прямо завтра. Вы себе не представляете, как я Вас жду, дорогой мой Владимир Алексеевич…»

Последний раз я приехала осенью 2004 года одна. Мороз уже болел и не мог ехать. Привезла много нарезанных оргалитов, краски. Долго прощались. Скоро письма из Щекино перестали приходить. Попросили толстовца Бориса Золотова, собиравшегося в Ясную поляну, заехать узнать, что случилось. Вернувшись, он рассказал: «Повесился старший сын, за ним от инсульта умер муж. Анастасия Николаевна ушла последней. Половину дома заняли соседи цыгане». Во дворе на белом снегу были разбросаны сияющие красками оргалиты. Березовый рай Анастасии Дербеневой продолжал жить, никак не пересекаясь с безысходностью Рабочего тупика. 

Народная художница Анастасия Николаевна Дербенева стала последним открытием «лучшего глаза Москвы» (так называл Володю Мороза, молодого художника и коллекционера, Р.Р. Фальк). Более ста ее работ находятся в коллекции «Музея русской народной живописи» (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик).  

Творчество талантливой наивной художницы оценено специалистами Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. Пушкина. «Чудесными» ее картины назвала Ирина Александровна Антонова. «Глядя на работы Дербеневой, – рассказывал Сергей Тарабаров, – я всегда вспоминаю знаменитую Серафиму из Санлиса. – Дербенева так же начала с маленьких картонок и не очень хороших красок; так же легко перешла на большие холсты, и тогда ее талант засверкал во всем великолепии и стал очевиден самой широкой публике».

«Широкая публика» увидела работы Дербеневой в Балашихинской картинной галерее благодаря ее директору Елене Елистратовой и куратору программы «Мир наивного искусства» Сергею Тарабарову. Картины участвовали в выставках «Цветы и фрукты – Наивное и современное» 2018, «Первая балашихинская музейная биеннале наивного искусства» 2018. 

Сегодня и московский зритель открывает для себя «Берёзовый рай» Анастасии Дербеневой.

                                                                                          28.03.2021.  Анна Годик