Музей русского лубка и наивного искусства давно и плодотворно сотрудничает с рязанским наивным художником Олегом Юрьевичем Лопатухиным, чьё творчество отличает цельность высказывания и последовательность в выборе тем. В МРЛИНИ прошло уже две персональные выставки художника: «Небеса русской истории» (2014) и «Жизнь – обман…» (2017). Наследуя в своей любви к изображению бесконечного простора с мелкими фигурами и зданиями Борису Кустодиеву, он, тем не менее, разрабатывает сюжеты своих картин по-своему – в манере наива: в условности, упрощении и желании вписать в картину как можно больше смыслообразующих подробностей, что нередко приводит к дробности полотна, аритмии композиции и распаду колористического «цемента» картины. Однако в этих подробностях – вся суть художника-аналитика, которым выступает Олег Юрьевич, ставя перед зрителем не менее сложные задачи, чем перед собой.
Художник Лопатухин никогда не боялся эксперимента, не боялся включать в картину традиционные орнаментальные элементы, разбивать пространство картины центральной фигурой, будто парящей без опоры, не боялся «опрокинутой» на зрителя перспективы, что в какой-то мере роднит его манеру с иконописной. «Иконописное» в творчестве Лопатухина обнаруживается в работах с кулисной перспективой или делением пространства полотна на регистры. В колористическом отношении художник отдает предпочтение «огненным» оттенкам – красный цвет всегда уходит «в рыжину». Красноватые оттенки часто достаются небесному регистру – будь то закат или зарево боя. Эта тревожащая особенность живописи Олега Юрьевича хорошо читалась ещё на его выставке «Небеса русской истории» в 2014-м году.
Этой тревогой пропитано и содержание выставки «Хранители Земли Русской». Тревогой, гневом и посулом отпора невидимым внешним и внутренним врагам Отчизны. Информационный поток, захлестывая граждан России, не минует и тех, кто обладает смелостью и волей к художественному высказыванию. Тяготеющий к анализу русской истории, Олег Юрьевич с его стойкой любовью к Родине не может не отзываться на текущие события, преломляющиеся в газетах, теле- и радиовещании. Чувствуя внешнюю и внутреннюю угрозу постулатам величия России, он уже не может оставаться просто художником-аналитиком, но принимает на себя вполне в духе времени и нынешнего политического вектора роль художника-солдата, охранителя истории страны на всех её сложных этапах. Не делая различия между Российской империей, Советским союзом и современной Российской Федерацией, художник утверждает неразрывность истории, что приводит к парадоксальному соратничеству Ленина, Петра I, княгини Ольги и других значимых исторических личностей. В этой жажде сохранить легендарное прошлое неприкосновенным, без посягательства ревизий – ведь не время пересматривать историю, когда враги не дремлют! – Лопатухина не смущает соседство картин с изображением Николая Второго и Сталина.
Положение художника-солдата, желание скорее «занять позиции» заставляет Олега Юрьевича в последнее время работать быстро, жадно, ему важнее запечатлеть свою правду, успеть вовремя высказаться, удержать оборону, чем угодить нашему вкусу. Особенности этих позиций мы можем понять из прямой речи художника – «Эпилога к выставке», написанной автором одновременно с картиной «Наше дело правое, мы победили».
Но основную панораму выставки составляют не поздние работы, а тщательно подобранные самим автором картины-документы о Победе в Великой Отечественной войне и предшествующих ей битвах, о лишениях и страданиях, принесенных врагом на нашу землю. Выставка дополнена рядом портретов, из которых ключевым является портрет отца художника. В этой преемственности от отца-солдата – к сыну, художнику-солдату, – передача боевого поста охранителя земли русской.