27.01 - 28.03.21

Тряпичная живопись Ирины Синичкиной

Возможно ли создать живопись без кистей и красок? «Да! — отвечает Ирина Синичкина. — Для этого понадобится самое обыкновенное шило и ворох старого тряпья». А ещё необходимо воображение, смелость, тонкое чувство колорита и композиции. Другими словами, всё то, что присуще настоящему творцу, каковым — несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, позднее обращение к искусству и прочие формальности — Синичкина и является.

Ирина родилась в 1970 году в Балашихе. По специальности она журналист-телевизионщик. Большую часть жизнь трудилась на телевидении, последние несколько лет профессиональной карьеры писала сценарии документальных фильмов для канала «Культура». В сорок шесть, потеряв работу, «открыла в себе художника». Ирина рассказывает об этом так: «Неожиданно я бросила курить, и мне надо было занять чем-то руки. Сначала деревья пилила в парке Сокольники — штукатурила их, красила, вырезала фигурки. Потом увидела на сайте pinterest.com работы канадской художницы Лоры Кенни (Laura Kenney) в технике rug hooking (дословный перевод с английского — «подцепить коврик»), и меня поразил контраст между кропотливостью технологии и внутренней свободой художницы. Вдохновившись, я тоже решила себя попробовать в rug hooking, с тех пор не мыслю свою жизнь без этого искусства».

Rug hooking или ковровая вышивка — способ создания текстильных картин путем продергивания петель пряжи или тканевых лент через плотную основу (чаще всего мешковину или канву). Зародилось это ремесло в Англии (по другим источникам в Шотландии) в начале XIX века, с первыми переселенцами распространилось по всей Северной Америке, а в XX веке приобрело всемирную популярность.

Ирина Синичкина оказалась истинным новатором в ковровой вышивке: она не только стала придумывать оригинальные сюжеты, но и приспособила для создания работ подручные инструменты. Их всего три: шило для дратвы (его используют обычно для изготовления обуви), ножницы и маркер. В её работах вещи получают «вторую жизнь», так как использует она в основном лоскутки старой одежды, которые приносят друзья. «Текстиль — это целая палитра, здесь можно найти любую краску», — говорит художница. Разные по фактуре ткани, набитые ровными рядами, образуют причудливый ландшафт картины, её настроение и мелодику.

Работы Синичкиной всегда нарративны: это может быть история про банку хищных огурцов или повесть о попрании Жар-птицей коронавируса. Как раньше она писала сценарии для фильмов, так теперь слагает сюжеты для ковров. Если кто-то спрашивает, о чем её искусство, Ирина искренне отвечает: «о мире вокруг». В этом мире фантазия и реальность идут рука об руку: в яблоневом саду Рязанской области обитают сатиры и сирены, а если очень внимательно приглядеться, то можно увидеть, как пульсирует раскаленное ядро Земли и происходит деление человеческой клетки. Сила воображения художницы не знает предела — темы «выстраиваются в очередь», чтобы быть воплощенными в материале.

Стержнем работ Синичкиной всегда является история, неважно, небольшое ли это панно, монументальная ширма или кресло — всюду перед нами разворачивается витиеватый рассказ, в котором угадывается и день сегодняшний, и далекое прошлое, и то, чего никогда не было. Бесспорно, сила художественного высказывания Синичкиной невероятна, но отдельно хочется отметить экологичность мышления мастерицы: ни один старый наряд не отправится на мусорный полигон, каждый станет героем её безграничного космоса.

Купить билеты на выставку можно по ссылке: https://www.mos.ru/afisha/tickets/events/2586/.

Каждый четверг в 18.30 Ирина Синичкина проводит бесплатные авторские экскурсии по своей выставке.

Ирина Синичкина о своем искусстве