Музей русского лубка и наивного искусства представляет выставку «Владимир Богданов — памяти дяди Казимира Малевича». Демонстрируются картины из собрания Музея русской народной живописи (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик).
Выставка доступна для посещений с 20.01.2021 по 18.04.2021.
ПАМЯТИ ДЯДИ – КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
Теплый влажный май 1993 года. Гуськом идем по узкой тропинке вдоль изумрудного немчиновского поля. Шествие возглавляет высокий, с военной выправкой человек в светлом плаще и коричневом берете. Останавливаемся возле белого куба. Красный квадрат на кубе смотрит на поле. С противоположной стороны надпись: «В этой местности 21 мая 1935 года был захоронен прах всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Знак установлен 30.7.1988».
Речи пришедших, среди которых автор проекта памятного знака Владимир Андриенков, искусствоведы, художники, заканчиваются словами благодарности, обращенными к инициатору установки знака – тому самому седовласому мужчине, кто вел нас сюда.
Так состоялось знакомство с Владимиром Александровичем Богдановым – племянником Казимира Малевича, сыном его сестры Марии Севериновны Богдановой (1890 – 1963).
Узнав о том, что мой спутник, Мороз Владимир Алексеевич, собирает картины народных художников, Владимир Александрович позвал нас к себе в гости в Измайлово.
Стены двух смежных комнат трехэтажного дома, построенного немцами после войны, были сплошь увешаны небольшими картинами, написанными хозяином. Букеты, натюрморты, портреты и среди них – знакомый куб на фоне леса, и вокруг него стоят люди, а рядом – картина с тем же пейзажем, но уже с героями картин самого Малевича. Владимир Александрович рассказывает: «В 1973 году вышел на пенсию. С 70 лет начал рисовать. Жена умерла, дети разъехались. Сначала делал карандашные рисунки. На юбилей подарили этюдник с красками. И с тех пор решил «проблему» что дарить однополчанам на праздники, детям на дни рождения…». Улыбается доброй улыбкой. На вопрос: как родилась идея с фигурками Малевича? Объясняет: «В день открытия памятного знака собрались самые известные исследователи творчества дяди. Я решил их всех изобразить, стоящими вокруг куба. Они часто потом ко мне приходили в гости и, глядя на картину, смеялись, но себя просили убрать. Я даже обиделся. И решил вместо живых нарисовать героев картин Малевича, идущих почтить память своего творца. Они точно замечаний мне делать не будут».
На следующий же день мы привезли Владимиру Александровичу шесть холстов 100х90 и краски. Так родилась серия работ, которую Богданов назвал «Памяти дяди».
В 1935 году, когда, по завещанию К. Малевича, захоранивали урну с его прахом под развесистым дубом, одиноко стоящим в поле близ подмосковной Немчиновки, Богданов не мог присутствовать на похоронах. Ему было 23 года. Он служил в кадровой армии радистом Севморфлота. Место захоронения зарисовал карандашом отец Владимира Александровича – художник по профессии, Александр Дмитриевич Богданов (1883 – 1941). С его рисунка сделана одна из картин памятного цикла.
Владимир Александрович любил вспоминать о своих встречах с К. Малевичем. С горечью говорил о негласном табу, наложенном на имя дяди: «… даже дочь Уна, названная художником в честь организованного им УНОВИСА, просила называть ее Анной …». Близкие отношения у Богданова сложились с дядей Мечиславом Севериновичем Малевичем, у которого он часто бывал в Большом Козихинском переулке, помогал оформлять картины Казимира Малевича, перевезенные братом после смерти художника из Ленинграда в Москву.
В 1975 году, поле десятилетий молчания, в 12 номере журнала «Наука и жизнь» выходит статья Константина Симонова, посвященная Казимиру Малевичу. Владимир Александрович пишет автору письмо с благодарностью и получает от знаменитого писателя ответ. Начинается новая эра признания и памяти великого русского авангардиста Казимира Малевича, в сохранении которой Владимир Александрович Богданов до конца своих дней принимает неустанное участие.
16 января 2021. Москва. А. Годик
Билеты можно приобрести по ссылке: https://www.mos.ru/afisha/tickets/events/2585/.