Выставка карабахского художника Эдмонда Петросяна из коллекции Тиграна Шахраманяна и собрания Музея русского лубка и наивного искусства продолжает серию «Гении отечественного наива»1, основная задача которой – популяризация творчества самых мощных и значимых представителей наивного искусства XX и XXI веков.
Эдмонд Грантович Петросян родился (1948 г. – 2019 г.) в городе Шуши (Нагорный Карабах). Отец был из интеллигентной семьи – сын кулака, архитектор по образованию. Мать была неграмотной. Учился Эдмонд в продленной школе города Степанакерта. Потом поступил в Красноярский институт коммунального хозяйства. В каком году поступил и в каком окончил, он не помнил. По специальности работал на комбинате строительных материалов Нагорно-Карабахской автономной области, преподавал в спортивной школе в Степанакерте. Главным хобби Эдмонда был футбол. Творческий псевдоним «Дикен» – наследие футбольной молодости. В военном конфликте Петросян участия не принимал, лишь охранял дома тех, кто воевал, – хотя, несомненно, конфликт оказал сильное влияние на его живопись.
Рисовать Эдмонд начал в 80-е годы. Он рассказывал, что однажды во сне услышал голос, который приказал немедля заняться творчеством и подсказал сюжет картины. Это был первый из сотен таких снов, следствием которых стали сотни работ.
Как сохранить себя, если привычный мир рушится? Возможно ли пережить невосполнимую утрату? Что делать, когда теряешь надежду? Эти философские вопросы, которыми рано или поздно задаётся каждый, стали стержнем творчества Эдмонда Петросяна. Для поиска ответа художник обращался внутрь себя, к собственной жизни, живописуя друга Рудика, природу и жителей родного Шуши, вековые традиции горцев и старинные легенды Кавказа. Великий дар художника-наива помогал отсечь шелуху наносного и преходящего и создать монументальный образ бытия, который утолил бы вопрошание. Эдмонд не был верующим человеком и не причислял себя ни к одной из религий, но за ответами он обращался и к Библии, и к Корану, и к учению суфизма, что, безусловно, отразилось в живописи.
Эдмонд был немногословен и любил повторять, что не надо ни о чем говорить, если нет на то необходимости. Ему под стать и картины: камерные по формату, построенные на нескольких цветовых пятнах, лишенные посторонних деталей, цельные и архитектоничные, они являют собой ясное и завершенное высказывание, хотя порой дешифровать сюжет без комментария автора под силу далеко не всем. Например, у Эдмонда совершенно особое понимание цвета: желтый означает грусть, синий – жизнь, а белый – неизвестность. Хотя для оценки глубины чувств и мыслей, зашитых в картину, дополнительные пояснения не нужны.
Наследие Петросяна включает, помимо живописи, архаичные по форме скульптуры и арт-объекты (композиции из нескольких артефактов). Произведения художника хранятся во многих частных коллекциях по всему миру, в основном у представителей армянской диаспоры, а также в Государственном музее изобразительных искусств города Шуши и нескольких российских музеях.
1 Отечественный наив мы понимаем расширительно и включаем в него не только творчество художников Российской Федерации, но и работы авторов, проживающих на территории бывших союзных республик, тем самым наследуя традицию Всесоюзных выставок-смотров самодеятельности.
Купить билеты на выставку можно по ссылке: https://www.mos.ru/afisha/tickets/events/2584/.
Интервью с коллекционером Тиграном Шахраманяном, в котором он рассказывает, как карабахский художник-наив Эдмонд Грантович Петросян «спустился с гор» и покорил московские музеи своим искренним искусством.