К 100-летнему юбилею великого русского художника Павла Леонова Музей русского лубка и наивного искусства подготовил персональную выставку. Объединённые цирковой темой, в экспозиции представлены 20 картин П.П. Леонова из собрания «Музея русской народной живописи» (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик). Большая часть работ экспонируется впервые.
Павел Петрович Леонов (1920-2011) — один из наиболее ярких представителей наивного искусства, участник многочисленных всесоюзных и всероссийских выставок. Дважды удостоен Гран-при: на Международной выставке наивного искусства «INCITA» в Братиславе (Словакия) в 1997 году и на 6-м Интернациональном конкурсе наивного искусства «Gallerie pro art Kasper» в Швейцарии в 2000 году. Он стал первым художником из России, получившим столь высокую и престижную награду. Его имя включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1984). Картины художника, наряду с работами Ивана Селиванова, были использованы при съёмках фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли» (1983).
П.П. Леонов родился в селе Волотовском Орловской губернии. Работал на заводах, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги, был столяром, штукатуром, печником, жестянщиком, маляром, художником-оформителем. Жил в Орле, на Украине, в Азербайджане, Грузии, Узбекистане. Впоследствии поселился в Ивановской области. Учился в Заочном народном университете искусств.
В картинах П.П. Леонова «сюжет играет связующую роль, и их можно долго и тщательно рассматривать: в их удивительном многоярусном мире сплелись реальность и фантазия, смешались времена», отмечает кандидат искусствоведения О.Д. Балдина. Полотна насыщены яркой экспрессивностью, линейной выразительностью, ритмическими повторами.
Художник интуитивно создал необычную и оригинальную композицию, которая, помимо равновесия, обладает ещё и определённым ритмом. Гармония противоположностей рождается из сопоставления разных элементов (высоких и низких, больших и маленьких и т.д.) и придает композиционному строю естественность, жизненную достоверность. В картинах есть «интрига», активизирующая зрительское восприятие.
Художник с вольной изобретательностью, живой непосредственной интонацией зачастую, не умея передать индивидуальное сходство, добавляет к портретам множество деталей и цитат. В жанровых сценах через своеобразный натурализм, перемещая признаки эпохи и социальной среды, он раскрывает волнующие его события, внутренний мир, сущность характеров своих героев. Его работы глубоко сцеплены с фольклором, с корнями народного творчества, лубком. Искусство П.П. Леонова преподносит зрителю повод для размышлений.
Произведения художника находятся в Музее русского лубка и наивного искусства, Музее современного искусства, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Музее-заповеднике «Царицыно», Балашихинской картинной галерее, Музее Органической Культуры (Коломна), Ивановском областном координационно-методическом центре искусства и культуры, Хорватской национальной галерее, Музее Шарлотты Цандер (Германия); в частных собраниях – «Музей русской народной живописи» (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик), «Музей Елены Андреевны Волковой «Мир всем», в коллекциях О.Д. Дьяконицыной, К.Г. Богемской-А.В. Турчина.
1945 г. Венгрия
1993 г. Холст, масло
Африка. Будни.
1992 г. Холст, масло
В село Меховицы прибыл
Мороз В.А., Анна Евгеньевна к Леонову П.
1996 г. Холст, масло
Венгрия
1994 г. Холст, масло
Выход животных из ферм на пастбище
1991 г. Холст, масло
Город Баку. 1944 г. Леонов командует отделением. Готовит последний удар по логову фашизма.
1993 г. Холст, масло
Детство художника
1993 г. Холст, масло
Масленица
1997 г. Холст, масло
На прогулке
1996 г. Холст, масло
На севере
1992 г. Холст, масло
Натюрморт
1995 г. Холст, масло
Обед
1992 г. Холст, масло
Пустыне нужны сайгаки
1991 г. Холст, масло
Русские…
1992 г. Холст, масло
Свадьба
1992 г. Холст, масло
Среда
1993 г. Холст, масло
Уборка урожая
1993 г. Холст, масло
Цирк
1992 г. Холст, масло
Цирк
1996 г. Холст, масло
Экскурсия в мастерской художника
1993 г. Холст, масло