Музей русского лубка и наивного искусства открывает выставку «Любовь меня вела» признанного классика наивного искусства, псковской художницы, чей творческий путь начался в 59 лет и с успехом продолжается до сих пор, – Таисии Александровны Швецовой.
Работы Швецовой – порой трепетные и ранимые, порой монументальные и строгие – таят в себе невероятную пластическую мощь, которая поражает с первого взгляда и на всю жизнь. Шероховатые, небрежные мазки подобны солнечным лучам, которым всё равно куда падать, – чудо живописи случится всегда.
Таисия Швецова родилась 1937 году в деревне Стешково Вытегорского района Вологодской области в крестьянской семье. В 1943 году скончалась её мать, в 1945 – на фронте погиб отец. С 1945 по 1951 год она жила и воспитывалась в Кирилловском детском доме Вологодской области. С 1951 года живёт в Пскове, где окончила среднюю школу, затем Псковский педагогический институт им. С.М. Кирова. Три года работала учителем русского языка и литературы в сельской школе, 15 лет – школьным библиотекарем и учителем истории, затем методистом в Псковском областном институте усовершенствования учителей. В 1992 году она вышла на пенсию и через четыре года, после ухода из жизни мужа, чтобы заполнить потерю близкого человека, занялась рисованием.
Швецова провела более 20 персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Царском селе, Риге, Пскове.
Тематика картин Т.А. Швецовой, представленных на выставке «Любовь меня вела» разнообразна: это материнство, семейный круг, портреты родных и близких людей. Мир природы – звери, птицы, цветы. Пейзажи полюбившихся русских и зарубежных городов. Библейская и сакральная тема в творчестве художницы связана с верой, святыми, религиозными праздниками. В выборе литературной темы (портреты русских писателей, поэтов) и исторической (цари, полководцы, герои) сказалась профессия учителя литературы и истории. Отдельного внимания заслуживает цикл работ, созданных по мотивам поэмы «Божественная комедия» Данте Алигьери.
В качестве основы Швецова часто использует, казалось бы, малоподходящие материалы. Предварительных набросков не делает, работает несмешанными красками, демонстрируя живописно-плоскостное понимание формы и свободную композицию. Она воспринимает мир как нечто единое. Это ощущение единства нашло отражение в красочных образах-символах, в картинах-размышлениях, картинах-раздумьях о человеке и природе, о приходящем и вечном. Главное средство выражения её мыслей и эмоций – цвет. Несмотря на холодные оттенки красок, придающих картинам драматизм, они наполнены отблеском света и сердечности.
Представленные на выставке 44 произведения – это щедрый дар Таисии Александровны, за который музей выражает признательность талантливой, тонко чувствующей этот мир художнице.
Разведка послов Чингисхана на Русь. 2019. Картон, акрил, цв. мелки. 48х69 Четыре евангелиста. 2019. ДВП, акрил. 56х68,5 Трое святых (Николай Угодник, Сергий Радонежский. Серафим Саровский). 2019. ДВП, акрил. 53х73,5 Три эпизода из жизни Данте и Беатриче. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Три нимфы в раю. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Три лилии и два гиацинта. 2019. ДВП, гуашь. 40,5х58 Тигрёнок. 2019. Фанера, масло. 42х54 Тень Беатриче на пороге ада. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Русалка. 2011. ДВП, гуашь. 50х37 Рай: цветы, плоды, райские птицы. 2019. ДВП, гуашь. 51х65,5 Псковская Троица. 2019. ДВП, акрил. 58х49,5 Псков. Троицкий собор. 2019. ДВП, гуашь. 58х58 Праздник Петра и Февронии. 2019. ДВП, гуашь. 42,5х56 Поэт Александр Блок. 2015. ДВП, гуашь. 49,5х39 Портрет сына Саши. 2019. ДВП, гуашь. 58х39. Портрет Данте Алигьери. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Поклонение волхвов. 2019. ДВП, акрил, гуашь. 57х46,5 Печорская крепость. Успенский собор. 2019. ДВП, акрил. 43,5х72 Париж. Эйфелева башня. 2018. ДВП, гуашь. 52х34 Париж. Базилика Сакре-Кёр. 2019. ДВП, акрил Очищение водой: Беатриче погружает голову Данте в воду, чтобы посетить рай. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Отмщение Каиафу в аду. Лицемеры в свинцовых одеждах топчут Каиафу. 2013. ДВП, гуашь. 41,5х55 Николай Гумилев у озера Чад. 2019. ДВП, акрил, гуашь. 31,5х64 Люцифер в аду. (Девятый круг ада). 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Любимые цветы Анны Ахматовой. 2019. ДВП, гуашь. 48х66 Кровавая река в аду. Кентавры пускают стрелы в тех, кто высунет голову из реки. Для тех, кто предал близких. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Карусель (Муслим Магомаев). 2019. ДВП, гуашь. 48х41,5 Иисус уносит Беатриче не небо. (Вещий сон Данте). 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Избяные песни Николая Клюева. 2019. ДВП, гуашь. 58,5х87,5 Иван Тургенев и Полина Виардо. 2019. ДВП, гуашь. 47х36 Женщины-сплетницы разговаривают о человеке, который спускался в преисподнюю и вернулся обратно. 2013. ДВП, гуашь. 41,5х55 Девушка-птица (Ангел в небесном саду). 2019. ДВП, гуашь. 46х36 Две страницы из жизни царя Соломона и девушки Суламифь. 2017. ДВП, гуашь. 66х92 Данте между чистилищем и Иерусалимом. 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Данте Алигьери. Божественная комедия. 2015. ДВП, гуашь. 48,5х40,5 Вид из окна ранней весной. 2019. ДВП, акрил. 52х73,5 Взятие Казани Иваном Грозным. 2016. ДВП, гуашь. 99х66 Венчание Наполеона и Жозефины в Париже. (Медовый месяц в Париже). 2019. ДВП, акрил. 45х31,5 Боярышник в цвету. 2018. ДВП, гуашь. 43х33 Беатриче устами Ахматовой. 2012. ДВП, гуашь. 52,5х35,5 Беатриче в раю. (Цветок рая). 2011. ДВП, гуашь. 41,5х55 Апокалипсис и Сотворение мира. 2018. ДВП, акрил. 46х66 Троица. Б.г. ДВП, гуашь. 57х43,5