«Как мыши кота хоронили» – один из самых известных лубочных сюжетов, воспетый множество раз в различных технологиях и трактовках. Он был популярен на протяжении всего периода расцвета лубочного искусства с конца XVII до XIX века.
Своё название лубок получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII веке луб заменили медные доски, а в XIX – литографские камни, однако название «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда. Бедные и малообразованные слои населения приобщались к чтению и искусству посредством лубка, другими словами, печатного листа с рисунком и текстом.
Лубочные картинки начали активно распространяться в петровские времена: они стали защитой русского народного мировоззрения от заграничных новшеств, привнесенных Петром I. Возможно, лубок «Как мыши кота хоронили» сатирически представляет похороны Петра Алексеевича, подобную теорию выдвигает Д.А. Ровинский в книге «Русские народные картинки»[1]. Подтверждают эту мысль изображенный на лубке духовой оркестр (впервые в России такой оркест заиграл именно на похоронах Петра I) и надписи: «Небылица в лицах найденна в старых светлицах оберчена в оных теплицах как мыши кота погребают недруга своего провожают последнюю честь ему воздают …»
В период Первой мировой войны история про кота и мышей разыгралась совершенно иначе. «Фриц после своих «побед» готовит себе обед, такого еще свет не видал, он бедного кота объедал»
Существует множество вариаций развития этой истории, каждая эпоха рассказывала небылицу о коте на свой лад, привнося узнаваемые детали и особенности своего времени. Лишь одно сохранялось неизменным: способность сберечь юмор, сатирическую остроту и интерес публики. Приглашаем вас погрузиться в увлекательное путешествие сюжета «Как мыши кота хоронили» сквозь времена и эпохи.
[1] Ряд исследователей эту версию опровергает: в частности Юлия Хотько в книге «Светский лубок. Конец XVIII — начало XX века. Из собрания Русского музея» высказывает мысль о том, что этот сюжет восходит к одной из поздних редакций басни Эзопа «Кошка и мышка». Также этот сюжет известен по образцам западноевропейского средневекового искусства.