03.09 - 18.10.2020

Серия «Гении отечественного наива»

Выставкой живописи Любови Майковой из собраний Музея русской народной живописи (коллекция В.А. Мороза и А.Е. Годик), Музея Органической Культуры и собственных фондов — Музей русского лубка и наивного искусства открывает серию «Гении отечественного наива».

Любовь Михайловна Майкова, Баба Люба – одна из самых известных художниц-наивов, наряду с Павлом Леоновым, Еленой Волковой, Владимиром Мизиновым, Екатериной «Катей» Медведевой и другими авторами, завоевавшими любовь и признание не только в России, но и за рубежом.

Любовь Майкова родилась на излёте XIX века – в 1899 году. Потомственная крестьянка появилась на свет в деревне Брюханово Ржевского уезда Тверской губернии. Она испытала тяготы бедности, войны, эвакуации, рано овдовела и, чтобы растить двух сыновей, не чуждалась никакого труда. После войны она оказалась в деревне Селищи в родной Тверской области, которая вытянулась по левому берегу Волги в 20 км от районного центра Кимры.

На протяжении всей жизни её тянуло к украшению быта, будь то рукоделие или убранство дома, но лишь в 79 лет она впервые взяла в краски и начала рисовать первые гуаши. Трудно сказать, как повлиял и повлиял ли продлившийся 20 лет союз Бабы Любы и художника-самоучки Владимира Маслова, с которым она познакомилась в конце 1970-х гг. Его смелый широкий мазок в приглушенных холодных тонах с тонкими акцентами охры, мятежное живописание осеннего или зимнего деревенского пейзажа невольно увязывается с манерой Любови Майковой.  Хочется думать, что влияние это было взаимным. На момент знакомства Владимир Маслов не писал картин, а сам к живописи вернулся лишь в середине 1980-х. В 1984 году Майкову случайно открыл Владимир Мороз, художник и коллекционер, владевший представительной коллекцией русского авангарда и древней иконы, которая была конфискована советским судом в 1981 году. После заключения Мороз дал зарок больше ничего не коллекционировать, но, увидев картинки Майковой, не устоял.

В живописи Майковой хорошо видны источники вдохновения – русская классическая живопись (сравните, к примеру, картины «Оттепель» Ф.А. Васильева и «Дорога к храму» Л.М. Майковой), которую она могла видеть в советских журналах, часто воспроизводящих репродукции известных русских художников. Многие композиционные приемы и колористика заимствованы Майковой, но вот сюжет свой – близкий, родной, от умиления сердца перед природой и жизнью. Всё её картины пронизаны динамической гармонией стихии – неба, воды, леса, поля, –  в которой утопают свидетельства жизни человеческой – церкви, дома, стога сена, лодки, – и сами люди, в любовном свидании, прогулке, в сцене прощания или в крестьянских занятиях. Умиротворение становится главным содержанием картин художницы, а в названиях иногда прорываются поэтическое чутьё и отсылки к народным песням.

Интересно, что все картины Майковой, будучи по жанру пейзажами, горизонтально ориентированы, всегда будто бы подчеркивая некую протяженность, длительность, тихое течение времени. Не потому ли они были так притягательны для публики 1980-90-хх гг. и притягательны для нас ныне – самой сутью своей устремлены к утешению нас в быстром потоке сложных и неясных событий.