Леденящая холодность мраморного лица, взор пустых глазниц, направленных сквозь зрителя, полный напряжения изгиб шеи – таков автопортрет в греческом стиле Ольги Анатольевны Окс, мгновенно захватывающий и погружающий в атмосферу её творчества.
Ольга Окс – потомок творческой династии. Её дед – художник пейзажист, мастер городских ведут, ученик Михаила Добужинского Евгений Окс, мать – Людмила Окс художник театра и кино. Неудивительно, что уже в юном возрасте Ольга увлеклась живописью: посещала рисовальный кружок при Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, занималась в художественной школе: готовилась к поступлению в Текстильный институт на художественно-графический факультет. Но серьезное ментальное расстройство внесло коррективы – артистическая карьера прервалась. Ольга рассказывает, что по настоянию родственников окончила медучилище, после чего болезнь окончательно приковала её к больничной койке.
Пронзительная серия работ «Больница» стала попыткой диалога с близкими, которые не могли понять и принять душевный недуг Ольги. Три небольших графических листа, рассказывающие о тяготах пребывания в психоневрологическом диспансере, призваны были явить хрупкость и изломанность души Ольги Окс.
Если цикл «Больница» был рождён болью непонимания, то последующее творчество стало радостью обретения родственной души – Ольга Окс вышла замуж за «безумного», «мажущего холсты» Александра Рогинского, сына известного художника-шестидесятника Михаила Рогинского. И хотя союз был недолог, но благодаря ему родился цикл экспрессивных одиночных и парных портретов полных яростного восторга обретения близкого человека.
Ещё одной важной вехой «новой» жизни Ольги стало обучение в Заочном народном институте искусств. Свобода, царившая в этом учебном заведении, позволила художнице экспериментировать и раскрывать творческую идентичность.
Экспозиция состоит из двух связанных блоков, где первый – личная история художницы (путь к воцерковлению через приход Сретенской церкви Новой деревни, где настоятелем был протоирей Александр Мень, сложные взаимоотношения с родственниками, смерть отца и др.), а второй – отражение её увлечения отечественной эстрадой. Главным героем серии «Эстрадиада» стал Валерий Леонтьев, кумир и «наваждение», как говорит сама художница.
Зрелищная и фееричная серия «Эстрадиада» за счет комбинации различных живописных техник с вплетением коллажа имеет зыбкое нутро, готовое в любой момент к развоплощению и распаду. Собирая коллаж из фрагментов глянцевых журналов, Ольга Окс вольно или невольно обнажает кипучую, но пустотелую жизнь персонажей поп-культуры, и вместе с этим эту же «яркую» жизнь ищет для себя, всегда отыгрывая на публике экстравагантную роль. Но за всей блестящей мишурой и придуманным образом сокрыта хрупкая, ищущая душа художницы, отсвечивающая в автопортретах. И грустный, напряженный взор, застывший на автопортрете в греческом стиле, наполнен мучительным ощущением драматизма человеческой судьбы в беспощадной динамике нашего века.