Что такое лубок? Это тиражная графика, отпечатанная с «доски» (заранее подготовленной формы из дерева(луба), металла, камня и пр.). А теперь представим, что форма – это отсканированная картина, а тиражированием занимаются пользователи, которые её копируют, сохраняют, публикуют на различных электронных ресурсах. Получится такой цифровой лубок. И он существует, можно предположить, с тех самых пор, когда количество пользователей Интернета превысило цифру 3. Отличие такого «лубка» от традиционного в том, что он либо вовсе не монетизируется, либо монетизируется крайне редко – в отдельных наиболее удачных случаях, становясь артефактом, сборником картинок одного автора. Так произошло с Зайцем ПЦ, Котом Саймоном (хотя он вышел из движущихся картинок – анимации) и рядом других.
Как же преображается фольклор и народное творчество в эпоху развития информационного общества? Как меняется авторское искусство? И как вообще меняются понятия «творчество» и «искусство»? Эти вопросы сложны и требуют немалых исследовательских междисциплинарных трудов.
Оставляя вопросы открытыми, мы предложим не только над ними подумать, но и просто повеселиться на выставке «Рис уходит из плова». Музей русского лубка и наивного искусства предоставляет пространство автору любительских абсурдистских картинок, которые помимо его воли стали вирусно1стихийно распространяться в интернете, обладая большим мемогенным потенциалом2Способностью к порождению мемов (квантов культуры, термин предложен ученым и популяризатором науки Ричардом Докинзом в 1976 году) для русскоговорящего сегмента пользователей Сети.
Слово автору:
«Меня зовут Борис Могилин, хотя картинки я публиковал в Сети под ником Borya_Spec, так и работы все подписывал. Родился и живу в Латвии. Рисунки для меня были всегда интересным увлечением, и когда я начинал (это был 2004 год), у меня и в мыслях не было выставлять их напоказ. Рисовать я хоть и не умею, но люблю, поэтому все работы появляясь на свет и отправлялись в стол, где и лежали бы до сих пор, но в том же 2004 году я выложил несколько картинок у себя в Живом Журнале, и… началось.
Работы вроде «Рис уходит из плова» и «Но зачем?!» быстро разбрелись по всему Интернету. Люди присылали мне ссылки на всевозможные онлайн ресурсы, с публикациями о моих работах. А позже и пресса меня заметила, так что работы мои появились в таких уважаемых изданиях, как Esquire Россия и Umelec – чешское издание о современном искусстве.
Меня нередко спрашивают о сути моих работ, — что это, добрый юмор или едкая сатира? Но дело в том, что ни к юмору, ни к сатире сам я свое творчество никогда не отношу. Просто рисую то, что приходит в голову, эдакое акынство. То есть здесь нет цели насмешить кого-то, или еще какие эмоции вызвать. Пришел какой-то сюжет в голову достойный, я берусь за ручку и воплощаю его на бумаге. Конечно, очень приятно было узнать, что в мире есть люди, которые находят мое творчество интересным. Их не так уж и много, но они есть. В 2014 году я собрал любимые рисунки и издал книжку небольшим тиражом – альбом с картинками, появившимися на свет за последние 10 лет. И вот тут пришлось испытать приятное удивление – заказы на мою книжку приходили не только из России, Украины, Прибалтики, Германии и Израиля, вскоре выяснилось, что любители моего творчества есть и в Африке, Австралии, США, Канаде, и даже в Бразилии».