В 1997 году директор Музея наивного искусства Владимир Ильич Грозин запустил проект «Пушкинские образы в творчестве наивных художников», приуроченный к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Задачей проекта было представить наиболее интересные работы художников-наивов, объединённые пушкинской темой. Для итоговой выставки в Центральном Доме художника были отобраны работы более 70 авторов из 22 областей и краёв России – от Калининграда до Красноярского края, от Мурманска до Краснодарского края. Проект показал: «Пушкин – явление истинно народное», – его творчество знают и любят, им восхищаются и вдохновляются живописцы из народа. В экспозиции были представлены два раздела: «Пушкин в жизни» (сам поэт, его жена, дом, окружение) и «Пушкин в творчестве» (иллюстрации к стихам, поэмам, сказкам). После выставки многие полотна были переданы в дар Музею наивного искусства (ныне Музею русского лубка и наивного искусства) и сейчас составляют гордость коллекции. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на виртуальной выставке.
Значительная часть экспозиции – галерея портретов поэта. Пушкин – мальчик, лицеист, муж, писатель и даже мессия. Он пишет стихи, прогуливается в Царском селе, гуляет по просторам Михайловского и путешествует по Крыму. В большинстве своём художники-наивы опираются на канонический образ поэта, восходящий к прижизненным портретами Пушкина кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина – с неизменным бакенбардами и густыми взъерошенными вихрами волос. Особое место отведено в экспозиции Наталье Гончаровой – невесте, жене, матери детей поэта. Художник-наив смотрит на неё восторженными глазами, и запечатлевает «чистейший образ» прекраснейшей из Мадонн. Наталья Николаевна предстаёт то юной девой с кукольным лицом, то величественной светской львицей за беседой, – и везде она отражает представление автора об идеале женской красоты. Художники-наивы с особой любовью иллюстрируют сказки Пушкина. Здесь мы найдём и 33 богатырей, и золотого петушка, и учёного кота, и старика со старухой из сказки о золотой рыбке. Выводя на поверхности холста причудливые фигуры людей и животных, художники заново создают особую «сказочную» материю, из которой рождаются неожиданные, забавные, лукавые, задорные и иногда жуткие персонажи. Представлены здесь и работы, вдохновлённые стихотворениями, поэмами и повестями, хорошо известными со школьной скамьи («Болдинская осень», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин» и др.), и даже малоизвестным историческим трудом «История Петра I».
Наивная «пушкиниана» – это Пушкин «народными глазами», Пушкин как проводник народного духа, принадлежащий равно как высокой, так и низкой культуре. Собственное, персональное осмысление жизни и творчества поэта дают художники-наивы на этой выставке. Для них он просто Пушкин, он — их Пушкин. Выставка «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России» экспонировалась в 9 городах России и Каннах (Франция). Перспективность этой темы в наивном искусстве очевидна и подтверждается постоянным пополнением «наивной пушкинианы» и по сей день.