05.01 - 31.12.2020

Если сегодня задать вопрос о том, что такое русская народная культура, то мы услышим множество различных ответов – по-разному чувствуют и практикуют народные традиции жители севера и юга страны, городов и деревень, искусствоведы и простые зрители, молодые люди и зрелые. На этой выставке Музей русского лубка и наивного искусства представляет лишь несколько страниц из многовековой жизни русского фольклора, и пожалуй, эти страницы – одни из самых необычных.  

Лубочные картинки появились на территории Государства Российского в конце XVII века и бытовали вплоть до начала XX века; лубок продавался на ярмарках, стоил 0,5–1,5 копейки за штуку, так что позволить себе его мог даже зажиточный крестьянин. Лубок был любим народом: во время пожара эти напечатанные на плохой бумаге, грубо раскрашенные картинки спасали в первую очередь. Некоторые лубочные образы, орнаменты и шрифты нам хорошо знакомы, но вглядевшись внимательнее, мы обнаруживаем множество интересных деталей и понимаем, что на самом деле можем лишь догадываться, как же воспринималась лубочная картинка современниками.

Сюжетика лубочных картинок наводит на мысль о том, что основным их предназначением было развлечение народа. Лубок был массовой культурой прошлого, следовательно, обыгрывал её классические штампы: любовные интриги, свадебные хлопоты, человеческие пороки и жизненные уроки. Не обходили вниманием и исторические сюжеты, изображая наиболее известных фигур русской и европейской истории. Очень часто лубки повествовали о военных победах русского государства. Также пользовались популярностью в качестве основы для лубков сюжеты переводных легенд, повестей и романов – например, в народной картинке была обыграна повесть о борце за веру христианскую Бове Королевиче, заимствованная из итальянских источников (по другой версии – из французских). На сегодняшний день мы знаем ряд прекрасных образцов лубочной картинки и на русские традиционные сюжеты: с изображением Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других действующих лиц русских былин.

Также активно распространялись лубки на религиозную тематику. На выставке представлены листы из Библии Василия Кореня, или «Библия для бедных», которая была создана уроженцем местечка Дубровно (Речь Посполитая, ныне Витебская область Белоруссии) Василием Коренем в промежутке между 1692 и 1696 гг. в Москве. Издание предназначалось для людей, не умеющих читать и писать; оно наглядно иллюстрировало библейскую историю и помогало понять главные богословские догматы. При создании Библии в картинках художник, скорее всего, ориентировался на аналогичные западные издания «Библии бедняков».

Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями; состоит из двух частей: 20 первых листов соотносятся с первыми четырьмя главами Книги Бытия, 16 последних – с Апокалипсисом. То есть содержание книги – это сотворение мира и конец света. Появление книги с подобной темой в русской гравюре конца XVII века не случайно. Ее сюжет тесно связан с проблематикой русского XVII столетия: с размышлениями о судьбах мира, о боге и человеке, недоверием к учению Коперника, апокалиптическими настроениями раскольников и интересом к грешной человеческой душе.

Из-за наличия неканоничных изображений Бога тираж Библии Кореня был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1984–1990 гг. В.П. Пензин выполнил копии с оригинала, изменив технику (вместо гравюры на дереве мастер выполнил гравюру на линолеуме и сделал раскраску современными красками). Копии передают дух оригинала в полной мере.

Благодаря трудам исследователей мы имеем довольно обширные знания о лубке, но его корневой смысл всё равно ускользает от нас. Лубок прост и сложен одновременно. Видимо, поэтому лубочные образы до сих пор остаются популярными. Лубком вдохновлялись, его копировали профессиональные художники разных эпох – в том числе и замечательный график и скульптор Иван Теребенёв (1780–1815 гг.), прошедший обучение в Императорской Академии художеств. Он создал целые серии листов-карикатур в лубочном духе, посвящённые наполеоновскому вторжению в Россию – некоторые из листов тоже представлены на выставке.

Отклики и мотивы народных традиций живы и в творчестве современных мастеров. Деревянные скульптуры Владимира Зазнобина (1900–1981 гг.) и Бориса Правдина (р. в 1934 г.) соединяют в себе лаконично-грубоватый архаизм форм и полноту эмоций. Оба художники жили и работали в Ярославской области, вдали от магистральных путей арт-рынка, и их произведения нашли свою публику, когда авторы уже были людьми пожилыми. Яркость красок, которыми мастера покрывают резьбу, напоминает лубочную раскраску. Однако если в случае с лубком мы имеем дело с тиражной графикой, где сложились свои правила, приёмы и образцы, то современные наивные художники разрабатывают свои творческие подходы самостоятельно, практически с нуля. Они наблюдают и интерпретируют окружающую их природу, мир советской и постсоветской деревни или городка и его жителей, а также сохранившиеся до сегодняшнего дня элементы и практики русского фольклора. Так народные традиции трансформируются с ходом времени и всё ещё привлекают как мастеров, так зрителей.

LUBOK IS OK

Russian folk art has had a lot of forms and styles that changed during the centuries of its history. Popular prints (so-called “lubok” pictures) got widespread in Russia in the end of 17th century and existed till the beginning of 20th century. Lubok prints was sold at the funfairs at a cheap price (1-1,5 kopecks per print) and were available for wealthy peasants. Luboks were very popular among the common people, who were quite fond of the prints: if the fire started, these simple pictures on cheap paper were the first to be saved from the flames. On these prints we can see romantic and historical scenes, heroes of the old Russian fairytales and European legends and novels. Luboks inspired the professional artists — for example, Ivan Terebenyov (1780-1815), who created a series of caricature prints about the Napoleon invasion in Russia. This exhibition also presents the wooden sculptures of Soviet artists Vladimir Zaznobin and Boris Pravdin, who also work with folk and archaic motives but in their own and very original way.