11.01.2025 – 30.03.2025

Посвящается 95-летию со дня рождения коллекционера В.А. Мороза.

Выставка «Зимою – лето» предоставляет посетителям возможность увидеть вместе работы двух признанных классиков наивного искусства XX века – Василия Васильевича Григорьева и Анастасии Николаевны Дербенёвой из коллекции Музея русской народной живописи (Собрание Владимира Мороза и Анны Годик). Блок работ В. Григорьева представляет в основном картины с «торжественными» натюрмортами. Наполненные намеренно избыточным разнообразием фруктов, цветов и дичи они навевают параллели со знаменитыми натюрмортами фламандских живописцев XVII века. Второй блок экспонируемых картин – это произведения Анастасии Дербенёвой. Генеральная линия композиции этой прославленной самобытной художницы – берёзы и цветы. Бесконечный «берёзовый рай» погружает в ощущение лета, даже зимой.

Василий Васильевич Григорьев родился в 1914 году нa Владимирщине, в городе Киржач, в семье учителя гимназии. Рисовать начал с детства. Пытался после окончания гимназии поступить во ВХУТЕМАС, но не был принят по социальному происхождению.
С 1928 года живет в Москве, потом в Подмосковье. Работал мастером, начальником цеха, даже руководил совхозом. Но живопись нe бросал. До войны торговал своими живописными клеенками на Тишинском и Сухаревском рынках. После выхода на пенсию посвятил себя живописи.
Коллекционер народной живописи В.А. Мороз рассказывал: «Василий Васильевич Григорьев – мое второе «открытие». Было так: в 1990 году я шел по Арбату и в самом его начале вдруг увидел картину «Цветы в вазе», достойную кисти маститого француза, a рядом с ней широкоплечего коренастого мужика. Доброе, умное лицо, проницательные, с хитрецой, глаза. Он перехватил мой восхищенный взгляд и жестом пригласил подойти. «Нравится?» Я кивнул, не отводя взгляда от картины. «Сейчас еще покажу», – и он стал перелистывать, как шелка на ярмарке, ватманские листы с нарисованными маслом натюрмортами, пейзажами, сценками крестьянской жизни… Купил все. Взял телефон. Мой опыт общения с крестьянкой-художницей Тетей Любой – я привожу холсты, кисти, краски, она пишет письмо: «Все готово. Приезжай», – я полностью перенес на Григорьева. Поселок недалеко от подмосковного Пушкино. Однокомнатная квартира на пятом этаже «хрущёбы», пятиметровая кухонька-мастерская (в комнате рисовать нельзя – запах краски вреден жене) и – радость предвкушения первого просмотра…». С начала 1990-х годов работы Григорьева становятся предметом коллекционирования. Ни одна крупная выставка наивного искусства не проходит без его работ. Умер Василий Васильевич Григорьев от сердечного приступа в 1994 году.

Дербенева Анастасия Николаевна (1929-2005) родилась в деревне Филимоново Тульской губернии в семье потомственных игрушечников. Первые навыки живописи получила от бабушки – вместе с ней раскрашивала пасхальные яйца, а потом расписывала знаменитые филимоновские глиняные игрушки.

Анастасия Дербенева как художник «началась» с того дня, когда писанные маслом «картонки» увидел коллекционер Владимир Мороз. В 1998 году Владимир Алексеевич как издатель 14 выпусков сборника «Толстовский листок. Запрещенный Толстой» был приглашен в Ясную поляну на юбилейные чтения, посвященные 170-летию со дня рождения великого писателя. Недалеко от входа в яснополянскую усадьбу коллекционер заметил разложенные прямо на траве маленькие картины. Написанные легкими импрессионистическими мазками, они притягивали взгляд. Абстрактные цветовые пятна складывались в березовые стволы, покрытые цветами. Рядом стояла, застенчиво улыбаясь, маленькая немолодая женщина. «Продаете?» – спросил Мороз, склоняясь над необычной «экспозицией». «Рубль за штуку», — тихо ответила хозяйка.  Она жила в Щекино – захолустном  городке недалеко от Ясной Поляны.  Ее адрес запомнился сразу: «Рабочий тупик 8». Название как нельзя лучше соответствовало месту. Месиво грязи вместо улицы, покосившиеся заборы, облупившиеся домики. Анастасия Николаевна жила с мужем – художником-самоучкой, пристрастившимся к копированию картин на зоне, куда он попал малолеткой, и старшим сыном инженером, оставшимся в связи с перестройкой без работы. Семья существовала на деньги с продажи копий художников «Родной речи» на местном рынке. Остатки масляной краски из тюбиков и картонки, нарезанные из ящиков, валявшихся возле продовольственной лавки, были рабочим материалом начинающей художницы. Что заставило ее взять кисть в руки? Желание поддержать семейный бюджет или сгустившаяся бытовая тоска, несовместимая с природной радостью, переполнявшей душу?

Муж попросту не замечал «мазню» жены, молчун сын – тем более. Каково же было их удивление, когда после ее первой попытки продать свои работы на пороге дома появился человек с холстами, набором кистей и масляных красок. Скупив все «картонки», Мороз отправился в Тулу и привез Анастасии Николаевне самое необходимое со словами: «Я заказываю вам картины. Рисуйте так, как вы рисовали на картонках. Что хотите». С этого дня мы два раза в год приезжали в Щекино.

Народная художница Анастасия Николаевна Дербенева стала последним открытием «лучшего глаза Москвы» (так называл Володю Мороза, молодого художника и коллекционера, Р.Р. Фальк). Более ста ее работ находятся в коллекции «Музея русской народной живописи» (собрание В.А. Мороза и А.Е. Годик).  Творчество талантливой наивной художницы оценено специалистами Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. Пушкина.