01.07. - 31.12.21

Бестиарий

Бестиарий – один из древнейших жанров книжной графики. Он ведёт свою историю от средневековых миниатюр с изображением животных. Выразительные, изящные, знаковые, в европейских странах такие издания назывались Bestiarum vocabulum, что буквально означает «Слово о животных». В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных зверей. Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались преимущественно художниками, ни разу в жизни не видевшими таких животных. В большинстве случаев облик существ воссоздавался по их смутному текстовому описанию. В этих книгах попадались сведения о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Естественнонаучные тексты, как правило, сопровождались поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл.

Русские лубочные мастера также преуспели в этом жанре, привнеся в подобные изображения юмор и сатиру, свойственные «потешным картинкам» – именно так называли в русском народе лубок. Хотя в старообрядческих рисованных лубках можно встретить и духовные изображения животных: например, на некоторых листах встречаются красочные райские птицы Сирин и Алконост. Чтобы подробнее рассказать о лубочных картинках в жанре «бестиарий», мы разделили нашу виртуальную выставку на три тематические группы.

Зоопарк

Необходимо рассказать о том, что лубочное искусство появилось на Руси в конце XVII века. В те далекие времена зоосадов не было; первый в России зоопарк открылся лишь в 1864 году. Многие знатные люди и правители имели зверинцы, но только при Петре I они стали публичными. А при Елизавете за просмотр диковинных зверей стали брать плату. Этот факт отражен в лубочном искусстве. 

Подпись на лубке гласит: «Для чего за ту скотину рубли платить иль полтину, не за что и гривны принесть, слон родился, слон и есть».

Мало кто мог себе позволить столь дорогое удовольствие, а лубочные картинки были дешевыми, поэтому большинство довольствовалось изображением заморских зверей на печатных листах. 

Надпись на лубке гласит: «О хамелеоне звере. К какого цвета приближается в такой цвет и применяется».

Мифологические существа

Часто встречаются лубки с изображением невиданных существ. В Государственном музее изобразительных искусств в Москве среди прочих лубков имеется лист с изображением неведомого зверя: «Голова, лоб, глаза и брови – человечьи. Уши – тигровы… Кошачьи усы. Козья борода. Львиный рот, а в нем вместо зубов виден костяной обод…» Над этим рисунком надпись: «Московские Ведомости во вторник июля 11 дня 1760 года». Были, например, выпущены лубки, посвященные морскому чудищу-киту, пойманному в Белом море 21 июля 1760 года. В коллекции нашего музея находится древнейший лубок с изображением «Рыбы Мелузины», реконструированный В.П. Пензиным. Первые упоминания об этом существе встречаются в кельтских и средневековых легендах. Мелузина – дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже. Легенда повествует о том, что Мелузина выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает её в таком виде, бросает его.

Надпись на лубке гласит: «Рыба Мелузина в океане море живет близь Ефиопская пучине».

Сатира

Наша коллекция пестрит сатирическими лубками с изображением зверей. Многие из них не стоит воспринимать буквально, нужно знать их подноготную, скрытый пародийный смысл. Так, на одной из картинок петровских времён изображён сидящий кот с аккуратно подстриженными усами. Сверху в рамке надпись, пародирующая государев титул: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…» А если еще припомнить, что противники царя имели обыкновение издеваться над его «кошачьими» усами, то становится понятно, против кого направлена сатира. К лубку с изображением кота примыкает картинка «Яга-Баба едет с крокодилом драться». «Крокодилом» раскольники называли Петра I. Существует множество вариаций сатирических картинок с изображением животных, каждая эпоха рассказывала о зверях на свой лад, привнося узнаваемые детали и особенности своего времени. Потешные листы были необычайно популярны на Руси, да и сейчас интерес к подобным сюжетам не остывает, взять хотя бы нашу любовь к мемам с котиками и другими представителями фауны.