01.04 - 31.12. 2021
Роберт Папикьян. Похищении Европы-3. 2001. Холст, масло. 60х70 см

Сегодняшних наивных художников отличает то, что они всю жизнь работали в своей профессии и думать не думали, что когда-нибудь будут рисовать. Это люди самых разных профессий и уровня образования: крестьяне, водители, учителя, милиционеры, таможенники, военные — словом, все. Всю жизнь они много и тяжело работали. К творчеству наивные художники приступают, когда характер их мировосприятия уже сформировался. До определённого переломного момента в своей жизни они не только не помышляли о том, чтобы стать художниками, но многие даже и не предполагали, что такое с ними может случиться. Незаурядные личностные качества этих людей позволили им преодолеть барьер, отделяющий их предыдущую обыкновенную жизнь от нового существования, в котором они обрели возможность творить. Интуитивное озарение, знаменующее начало творческой деятельности, может настигнуть человека и в 25, и в 75 лет. Это всегда экстремальный душевный порыв, всегда страстное желание высказаться и всегда происходит под влиянием внешнего стрессового или глубокого внутреннего духовного воздействия. Катализатором запуска творческого процесса может стать тяжёлая болезнь, смерть близкого человека, одиночество, сильное эстетическое потрясение. 

Василий Григорьев. Пасха. 1994. Холст. масло. 97х97 см

Наивный художник стихийно осознаёт необходимые формальные требования живописи и спонтанно повинуется им. Долгие поиски формы и содержания, огромная подготовительная работа, свойственные профессиональному художнику, неведомы наивному. Он не делает предварительных эскизов, не пишет этюды. Он произвольно реализует внезапный творческий порыв, обычно работая быстро в один приём, не придавая значения отделке формы. Форма и технология у него всегда вторичны и строго субъективны. Для наивного художника всегда важно содержание, ради него он начинает писать картины. 

Многие из представленных на данной выставке художников творили в позднесоветское время, подарившее современному зрителю мастеров, ныне считающихся классиками. Таков В.В. Григорьев, кузнец, окончивший фабрично-заводское училище. В зрелом возрасте он начал создавать картины, наполненные уютными, родными и солнечными образами сельской жизни. Таков В.И. Макаров, романтик и тонкий психолог, соединявший в себе исключительный живописный талант и «технический» склад ума научного сотрудника Академии наук. Публике также хорошо знакомы имена А.В. Суворова, В.Н. Петрова и Э.М. Бобровой, самобытных живописцев и графиков, воплотивших в своих произведениях искренность, теплоту и открытость, которые столь ценятся в отечественном наивном искусстве. Уникален графический лист Бориса Петровича Павлова (1888–1964), созданный в 1950-е годы; работая с маленьким форматом, автор, однако, использует чрезвычайно сложные нюансные колористические решения и по-своему трансформирует эстетические импульсы модернизма.

Элеонора Боброва. И увидел я новое небо и новую землю. 1999. Холст, темпера. 70х90 см
Валентин Петров. Это прекрасно. 2014. Холст, масло. 55х79,5 см

Большинство картин, включённых в экспозицию, принадлежат кисти или перу художников, о которых не так уж давно узнали зрители, искусствоведы и коллекционеры. На выставке также представлены работы зарубежных художников – Стояна Божкилова (Болгария) и Гвидо Ведовато (Италия).

Кто-то из отечественных авторов уже достиг популярности, другим же только предстоит пройти свой путь навстречу публике – но, безусловно, все эти художники достойны самого пристального внимания и душевного признания. Каждый наивный художник уникален и талантлив по-своему, и эта выставка даёт замечательный шанс сравнить и прочувствовать различия между идиллическими камерными работами Ю.А. Тюпина, мощными контрастными картинами А.И. Носова, добродушной анималистикой Р.Т. Папикьяна и многими другими произведениями, окошками в удивительный мир наивного искусства.  

Александр Носов. Зимний подсолнух. 2002. ДВП, масло. 86,5х50 см